Музыкальная энциклопедия - собинов л. в.
Связанные словари
Собинов л. в.
Окончив Филармонич. уч-ще, С. в 1897 с огромным успехом дебютировал в партии Синодала на сцене Большого т-ра, с к-рым затем был связан на протяжении всей творч. деятельности. С первых же сезонов к нему перешли все ведущие партии репертуара лирич. тенора в рус. и зап.-европ. операх, в т. ч. Ленский, Владимир Игоревич, Фауст, Йонтек, Герцог, Князь, Альфред, Берендей, Самозванец; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Вильгельм ("Миньон" Тома), Вертер и др. С. становится любимцем моск. публики, а затем и петербургской (по контракту, заключённому с дирекцией имп. т-ров, он пел также и в Петербурге здесь впервые в 1901). Выступления С. на сценах лучших зап.-европ. оперных т-ров принесли ему мировую славу. В 1904-06 триумфально прошли гастроли С. в миланском т-ре "Ла Скала", где он исполнил партии Эрнесто в опере "Дон Паскуале" Доницетти, Фра-Дьяволо, Альфреда; Де Грие в опере "Манон" Массне, в 1907 в Монте-Карло (Фауст в опере "Мефистофель" Бойто и др.), Мадриде (Надир в опере "Искатели жемчуга"). В 1909 С. выступил с концертами в Лондоне, Берлине, Париже, в 1911 в "Ла Скала" спел партию Ромео ("Ромео и Джульетта"). Итал. критика, восхищаясь голосом и вок. мастерством рус. артиста, особо отмечала красоту и чёткость его итал. произношения.
С. один из выдающихся представителей рус. классич. вок. школы. Пленительный голос неповторимого "лучистого" тембра, словно пронизанный светом, муз. и актёрская одарённость, прирождённая грация и свобода движений, необычайно благодарная внешность всё гармонично соединялось в С. Для него была характерна поэтизация муз. образа; мягкость, нежность звучания голоса не исключали его мужественности и силы. В совершенстве владея иск-вом бельканто, артист никогда не ограничивался демонстрацией одной вок. виртуозности. Глубоко проникая в духовный мир своих героев, в замысел композитора, он, с присущим ему артистизмом и драм. талантом, создавал ярко очерченные характеры. Вдохновенное иск-во С. было неотделимо от неустанного и "беспокойного", по его словам, труда. Человек высокой культуры, тонкого интеллекта, С. досконально изучал первоисточники, историч. эпоху произв., лит. прообраз и часто принципиально по-новому интерпретировал оперные партии. Одним из самых замечательных его созданий была партия Ленского, ставшая классич. образцом для последующих поколений рус. певцов. В ней артист воплотил обаятельного поэта пушкинского романа и с предельной полнотой раскрыл лирич. порыв музыки П. И. Чайковского. Исходя из данных историч. источников и нового прочтения партитуры, С. в трактовке одной из лучших своих партий Лоэнгрина выдвинул на первый план духовное начало, гуманизм его героя, а не грубую силу. Исполнение С. было настолько убедительным, что оказало существ. влияние на общеевроп. традицию толкования этого образа. Свежая и оригинальная интерпретация С. многих партий освободила теноровый репертуар от укоренившихся штампов оперного "героя-любовника". С. обычно пел на языке страны, в к-рой выступал. Он в совершенстве владел итал. языком, безупречно пел по-немецки, в последние годы жизни освоил украинский.
С. был крупным мастером камерного вок. жанра, горячим пропагандистом рус. вок. лирики. Его трактовка романсов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева нередко создавала традицию исполнения. Так было с романсами Чайковского "Средь шумного бала", "Погоди", Рахманинова "Ночь печальна", "Как мне больно" и др. Рахманинов посв. певцу 5 романсов (соч. 34, 1912). С 1896 С. был одним из самых активных участников Керзинского кружка (см. Кружок любителей русской музыки). Его конц. репертуар включал также произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ш. Гуно, Ж. Массне, Г. Берлиоза, Г. Доницетти, Ф. Листа и др. Всю жизнь С. оставался другом учащейся молодёжи; с 1903 ежегодно устраивал концерты в пользу Об-ва помощи нуждающимся студентам Моск. ун-та. Эти концерты были крупнейшими событиями в музыкальной жизни Москвы. С. много гастролировал в других городах страны.
В первые годы после Oкт. революции 1917 С. выступал и как муз.-обществ. деятель: в 1917-18 был первым выборным директором Большого т-ра; во многом способствовал сохранению артистич. коллектива. В 1921 снова возглавил Большой т-р; благодаря его правильной репертуарной политике т-р осуществил неск. постановок рус. оперной и балетной классики. Работу С. на этом посту высоко ценил А. В. Луначарский. В 1934 был зам. руководителя художеств. частью Оперной студии К. С. Станиславского и консультировал здесь постановки опер "Дон Паскуале" и "Кармен". Имя С. присвоено Саратовской консерватории и Ярославскому муз. уч-щу.
Сочинения: Леонид Витальевич Собинов, том первый Письма, том второй Статьи, речи, высказывания. Письма к Л. В. Собинову. Воспоминания о Л. В. Собинове (Полный список лит-ры о С.), М., 1970.Литература: Леонид Витальевич Собинов. 1898-1923. Юбилейный сборник, под ред. Вл. И. Немировича-Данченко, (М., 1923); Московский Большой театр. 1825-1925, М., (1925); Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания, Л., 1936; Л. В. Собинов. Жизнь и творчество, Сб. под ред. Я. О. Боярского, М., 1937; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, гл. 12; Владыкина-Бачинская Н., Леонид Витальевич Собинов, (Ярославль), 1951; её же, Собинов, М., 1958, 1972; её же, Леонид Собинов, "МЖ", 1976, No 9; Львов М., Л. В. Собинов, М.-Л., 1951; его же, Русские певцы, М., 1965; Rемезов И., Леонид Витальевич Собинов. К 25-летию со дня смерти, (М.), 1960; Тиме Е., Дороги искусства, М.-Л., 1962, 1967; Орфенов A., Творческий путь Л. В. Собинова, М., 1965.H. M. Владыкина-Бачинская.