Музыкальная энциклопедия - стеценко к. г.
Связанные словари
Стеценко к. г.
Для творчества С. характерна опора на богатства нар. песенности, чем определяются ладоинтонационное своеобразие его сочинений, яркая эмоциональность, лиризм. Основа его творчества вок. музыка малых форм: ансамбли, хоры, романсы, песни и обработки нар. песен. Хотя в хор. соч. С. воспроизводит особенности нар. многоголосия и использует имитац. полифонию, у него преобладает гомофонно-гармонич. изложение. Из ранних сочинений выделяются: хор, поэма "Рано вранцi новобранцi" и отд. номера из незаконченной оперы "Полонянка" (жен. хор "Рости, квiте"). В 1905-11 С. написал свои лучшие хоры, в к-рых воплощены революц. настроения масс, "Содом", "Прометей", "Сон", "Веснонько-весно" и сатирич. песню-сцену "Царь Горох" (на сл. П. Ж. Беранже); ему принадлежат обработки нар. песен, в т.ч.: "Чуєш, брате мiй", "Ой болить моя та i головонька", 50 колядок и щедривок для смешанного хора a cappella (1907-10). Лучшие песни и романсы С. на слова укр. Поэтов "Стояла я, слухала весну", "Хотiла б я пiснею стати", "Дивлюсь я на яснiп зopi", "Вечiрня пiсня", "Плавай, плавай". Автор кантат "Шевченковi", "У недiленьку святу" и "Єднаймося!", реквиема "Панихида", музыки к драм. спектаклям "Сватання на Гончарiвцi", "Про що тирса шелестiла", двух детских опер "Iвасик-Телесик" и "Лисичка, Котик i Пiвник", одноактной оперы по мотивам Л. Украинки "Iфiгенiя в Тавридi".
Литература: Горюхiнa H., Ефремова Л., К. Г. Стеценко, Кiпв, 1955; Грiнченко М., Кирило Стеценко, Хар., 1930, в его сб.: Вибране, Кiпв, 1959, с. 490-510; Стеценко В., К. Г. Стеценко, в кн.: Стеценко К. Г., Зiбрання творiв, т. 1, Кiпв, 1963, с. 13-22, 1975; Лiсецький С., Лейтмотиви у творчостi К. Г. Стеценка, в кн.: Украпнське музикознавство, Кiпв, вип. 4, 1969, с. 181-200; Людкевич С., Кирило Стеценко, в его кн.: Людкевич СП., Дослiдження, статтi, Кiпв, 1973, с. 238-41; Pархоменко Л. О., К. Г. Стеценко, Кiпв, 1963, 1973.В. Л. Гошовский.