Музыкальная энциклопедия - тео
Связанные словари
Тео
В т-ре Т. используются разговорная речь, мелодекламация и пение. Разл. виды разговорной речи применяются в качестве вступления к пению. Мелодекламация служит связующим звеном между фрагментами пения; переход от мелодекламации к пению осуществляется почти незаметно. Пение в Т. является главнейшим средством выражения. Существует большое количество мелодич. фрагментов (они представляют почти все виды традиц. пения), под к-рые в зависимости от содержания пьесы "подкладываются" разл. стихотворные тексты. Каждый из фрагментов обладает строго определенной ладово-мелодич и метроритмич. структурой, что делает возможным его неоднократное воспроизведение (в т. ч. и в инстр. сопровождении). Мелодику Т. характеризуют 5 осн. ритмич. формул: "нип кать" последовательность неравных длительностей; "нип дуой" интенсивная ритмич. пульсация; "нип сеп" сложный ритмич. рисунок; "нип дат" несовпадение ритмич. движения 2 мелодич. линий; "нип шо" замедленная ритмич. пульсация. Мелодика песни часто варьируется в зависимости от сценич. ситуации и характера персонажа, исполняющего ту или иную песню. В связи с этим одна и та же мелодия может иметь разл. названия. Во время исполнения певцы присоединяют к оригинальному тексту множество добавочных слогов, поэтому иногда он узнается с трудом. Первоначально оркестр Т. включал флейту (дить), лютню в форме луны (дан нгует), двуструнную скрипку (дан ни), барабаны (чонг ком, чонг тяу), гонги (чань ла, кай дау); в 70-е гг. 20 в. его состав значительно расширился: помимо традиционных национальных используются европ. инструменты. Поначалу содержание пьесы пояснялось простыми жестами; позднее сложились разл. виды символич. танцев, характеризующих опредсл. персонаж или конкретную ситуацию; напр., танец "муа ву куи" исполнялся во время свадьбы, а "муа зеп дам" сопровождал хождение вокруг алтаря и т. д. В процессе исполнения актер может импровизировать как в пении, так и в жестах, танце. Жен. персонажи в пьесах Т. были ведущими. В песнях Т. воспеваются мудрость, трудолюбие женщин и высмеиваются глупость и лень мужчин. Жен. персонажи обычно сравнивают себя с животными и птицами, напр. с бабочкой, тетеревом, усталой совой, нежной кошкой, но чаще всего с журавлями священной птицей во Вьетнаме.
Литература: Hгуен Л., Вьетнамский крестьянский театр "тео", "Советская этнография", 1979, No l; TranVan Khe, Le thйвtre vietnamien, в сб.: Les thйвtres d'Asie, P., 1961 (Confйrences du thйвtre des Nations Journйes d'йtudes de Royaumont); его же, La musique vietnamienne traditionnelle, R., 1962; Rham Duy, Musics of Vietnam, L., 1975.E. В. Васильченко.