Музыкальная энциклопедия - теодоракис м.
Связанные словари
Теодоракис м.
Т. автор произв. крупных форм, большинство из к-рых посвящено борьбе греков за освобождение от фаш. оккупации и гражд. войне в Греции (симфония No 1, нар. опера "Песня погибшего брата", балеты "Антигона" и "Любовники из Теруэля" и др.), а также популярных песен и танцев, принесших ему всемирную известность ("Мирт", "Гранатовое дерево", "Зазвучат колокола", "Куда мой мальчик улетел?", "Улыбающийся парень", танец "Сиртаки" из кинофильма "Грек Зорба" и др.). Большинство песен Т. написано на стихи выдающихся греч. поэтов, в т. ч. К. Варналиса, Я. Рицоса, Г. Сефериса, А. Сикелианоса, А. Калвоса, Т. Ливадитиса, Н. Гацоса, в них широко использованы элементы греч. нар. и византийского муз. творчества. По пути создания нац. песни за Т. последовали комп. С. Ксархакос, Х. Леонидис, Я. Маркопулос, М. Лоизос, Я. Глезос и др.
Гастролировал как дирижёр руководимого им инстр. ансамбля во мн. странах Европы, Америки, Азии, 1-я пр. 6-го Всемирного фестиваля демократия, молодёжи и студентов в Москве (1957), пр. Кореей (1959, США), пр. Конкурса песни в Афинах (1961), пр. им. Сибелиуса (1963, Великобритания), пр. Антони Асквита (1967), пр. Ленинского комсомола (1967, СССР). Чл. Президиума Всемирного Совета Мира (1978). 2 золотых диска кампании ЕМИАЛ за запись оратории "Достойно есть" и песен (1978).
Сочинения: оперы Песня погибшего брата (1962, Афины), Квартал ангелов (1965, Афины); балеты Карнавал (1953), Орфей и Эвридика (1958, Париж), Любовники из Теруэля (1958, Париж), Антигона (1959, Лондон); для солистов, хора и орк. оратории Достойно есть (сл. О. Элитиса, 1964), Осада (сл. Марины, 1968), Андреас (сл. Т., 1968), Ночь перед казнью (сл. М. Элефтериоса, 1968), Одухотворённый марш (сл. А. Сикелианоса, 1969), Всеобщая песнь (сл. П. Неруды, 1972), сюиты (сл. К. Варналиса, 1957; сл. Д. Соломоса, 1957; 1960); для орк. симфония (1951), тема и вариации (1948), симф. скерцо Праздник Аши-Гонья (1946), Элегия и плач о Василисе Заносе (1949); концерт для фп. с орк. (1960), сюита для фп. и орк. (1957); камерно-инстр. ансамбли 2 сонатины для скр. и фп. (1954, 1958), фп. трио (1948), фп. секстет (1949); для голоса и фп. циклы песен Эпитафия (по одноим. поэме Я. Рицоса, 1959), Город (сл. Т. Ливадитиса и Д. Христодулоса, 1959), Архипелаг (сл. Н. Гацоса, Я. Теодоракиса, П. Коккинопулоса, О. Элитиса и Т.), Азорские острова (сл. М. Бостандзоглу, 1959), Греция (по одноим. поэме Рицоса, 1966), Поверхность (сл. Г. Сефериса, 1966), Аркадия (сл. А. Калвоса, А. Сикелианоса, М. Элефтериоса, М. Анагностакиса, Т. Синопулоса, К. Каландзиса и Т., 1974), Песни борьбы (сл. А. Панагулиса, М. Элефтериоса, Г. Делиянниса-Анастасиадиса, Н. Перьялиса, А. Калвоса и Т., 1974), На Востоке (сл. М. Какоянниса, Г. Каламицоса, К. Стильятиса и Т., 1974) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ров, в т. ч. к трагедии "Эдип-царь" Софокла, пьесам "Красивый город" Бостандзоглу (1962), "Заложник" Биана (1964), "Преданный народ Гуфаса" (1974); музыка к кинофильмам "Электра", "Федра", "Квартал-мечта", "Грек Зорба", "Похищение генерала Крайбера", "Ночная свадьба", "Тени во мраке", "Манолис", "Михалис", "Любовники из Тэруэля", "Нож в ране", "Босой батальон", "Троады", "Остров Афродиты".Литературные сочинения: О новогреческой музыке, Афины, 1961 (на греч. яз.); Наше поколение, пер. с греч., "СМ", 1968, No 2.Литература: Колмыков С., Композитор-борец, "СМ", 1967, No 12; его же, Новогреческая музыка, там же, 1971, No 1.С. Я. Колмыков.