Музыкальная энциклопедия - токио
Связанные словари
Токио
После революции 1867-68 в Эдо была перенесена резиденция императора Японии, город переименован в Т. (букв. восточная столица). В этот период в Японии, в т. ч. и в Т., стал использоваться европ. и амер. опыт организации муз. жизни. Большое внимание уделялось муз. образованию, в постановке к-рого важную роль сыграл амер. педагог Л. У. Мейсон, основавший ряд муз. школ. Мн. япон. музыканты стали обучаться в странах Европы (гл. обр. в Германии и Франции) и в США.
В 1872 в Т. открыта консерватория, ставшая центром по распространению зап.-европ. муз. традиций; в 1879 известным япон. просветителем Идзава Сюдзи осн. Ин-т муз. исследований.
В Т. в разное время гастролировали крупнейшие музыканты из др. стран, в т. ч. из России, среди них певец А. И. Мозжухин и певица М. Б. Черкасская, С. С. Прокофьев (нач. 1930-х гг.), выступавший как пианист. Одним из основателей прославившейся впоследствии япон. скр. школы был А. Я. Могилевский; неск. лет в Т. жил и преподавал Н. А. Черепнин. В 1920 открылся оперный т-р "Асакуса-опера", на сцене к-рого ставились гл. обр. итал. оперы. В 1925 комп. и дир. Ямада Косаку основал в Т. Япон. филармонич. об-во, оркестр к-рого выступал с публич. концертами. Начали издаваться муз. журналы, в т. ч. "Онгаку хёрон" ("Музыкальная критика", с 1933). В 1930 в Т. создана Федерация совр. композиторов. В 1929 осн. Токийский филармонич. оркестр, в 1939 Япон. симф. оркестр. С Т. связана деятельность ведущих япон. музыкантов: музыковеда Хиросады Тамура, основателя муз. об-ва "Пропаганда европ. музыки" (1911), много сделавшего для внедрения в япон. муз. культуру музыки зап.-европ. композиторов; Танака Сёхэй, видного муз. акустика, занимавшегося проблемой чистого строя разл. муз. инструментов, в т. ч. органа; Танабэ Хисао, президента Япон. об-ва по изучению музыки Вост. Азии (с 1943), видного специалиста в области акустики и психологии муз. творчества, знатока классич. музыки, япон. муз. инструментов и др.
После 1945 муз. жизнь Т. стала развиваться особенно интенсивно. Были открыты новые муз.-уч. заведения, созданы исполнит. коллективы, основаны разл. муз. об-ва. На особенностях и темпах развития муз. жизни отразился технич. и индустриальный прогресс в стране (Япония вышла на одно из первых мест в мире по объёму производства и качеству проф. и бытовой звуковоспроизводящей электронной аппаратуры, выпуску грампластинок). В Т. сосредоточены все осн. формы совр. муз. жизни Японии.
Под влиянием заруб. модернистского иск-ва в Т. возникли творческие группы: "Дзиккэн Кобо" (экспериментальная лаборатория, 1949), группа "Онгаку" ("Музыка") и др., развивавшие принципы П. Булеза, К. X. Штокхаузена, Дж. Кейджа, и т. н. муз. хэппенинг. Ряд композиторов связан со студией электронной музыки Япон. радиовещат. корпорации (осн. в 1956).
Огромное распространение получили иск-во эстрады и разл. формы индустрии развлечений, включая поп-музыку. Приобрели популярность группы япон. мюзик-холла, вок. группы "Дак дакс", "Ройял найтс" (с 1959; выступали в СССР), эстр. певицы Мисора Хибари, Кэн Наоко, Симакура Тиёно и др., эстр. оркестры под рук. Ямады Такахаси, Обонаи Йосио и др. В 1950-60-е гг. получила развитие джазовая музыка. В 1948 япон. певица и хор. дирижёр Сэки Акико организовала Центр. токийский хор "Поющие голоса Японии", положивший начало массовому антимилитаристскому самодеят. хор. движению. С нач. 1950-х гг. это демократич. движение распространилось по всей Японии. Об-во трудящихся любителей музыки (ROON) создало хор. кружки в Т. и др. городах. Многие из самодеят. хоров выступают на ежегодных фестивалях, организуемых газ. "Акахата" (орган Коммунистич. партии Японии).
Классич. япон. музыка звучит в Т. и ныне. Оркестр Имп. дворца "Сигэнкан", играющий в стиле гагаку, выступает дважды в год осенью в "Хибия хокайдо-холле" и весной (для узкого круга) в Муз. зале Имп. дворца. Иногда концерты проходят в храме Мэйдзи дзингу, выступления любительской группы гагаку в храме Онотэрусаки (ежемесячно), представления Кабуки, Бунраку и танц. групп в япон. Нац. т-ре ("Кокурицу гэкидзё"), исполнение муз.-песенного сказа Дзёрури в т-ре "Хоммокутэ".
В храме Асакуса проводятся по 2 (или более) службы с музыкой в неделю; храм Дзодзёдзи (парк Сиба) место отправления буддистских ритуалов, храм Мэйдзи дзингу синтоистских.
Концерты нац. традиц. музыки обычно даются весной и осенью. В августе сентябре ежегодно проходит фестиваль нац. танцев, т. н. бон-одори (в разл. местах Т.); в кон. сентября нач. октября танц. фестивали о-мацури. Традиции этих фестивалей существуют уже неск. веков. В нач. ноября в Т. съезжаются нар. театр. коллективы со всей Японии (выступают в зале "Нихон Сэйнэн-кан").
Крупнейшие муз.-уч. заведения Т. Муз. академия ("Сэндзокугакуэн"; дир. Морои Сабуро), токийский Ун-т иск-в с муз. отделением (быв. Токийская академия музыки), Высшая муз. школа "Тохо" (частная), частный Муз. ун-т Мусасино, частная Муз. школа Кунитати (в окрестностях Т.; ок. 1200 студентов, более 150 педагогов). Муз. отделения имеются в нек-рых ун-тах Т., где изучается история и теория музыки. Япон. музыковеды ведут науч.-исследоват. работу в Ин-те музыки 20 в. (осн. в 1957). Муз. воспитание и образование введено в начальных и средних школах, при к-рых организуются дух. бэнды, хоры, оркестры (вопросами спец. обучения ведает Мин-во образования Японии). В Т. находятся правления Всеяпонского об-ва муз. просветителей и Япон. ассоциации муз. просветителей (президент Иноуэ Такаси), а также Совет по вопросам музыкального образования. Получила широкое распространение система преподавания для музыкально одарённых детей, введённая педагогом Судзуки Синити.
В Т. функционируют 8 проф. симф. оркестров, отличающихся высоким исполнит. уровнем: Токийский филармонич. оркестр (осн. в 1914, худ. рук. Одака Тадааки), Токийский симф. оркестр (худ. рук. Акияма Кадзуйёси), оркестр "Ёмиури Ниппон" (худ. рук. Вакасуги Хироси), Симф. оркестр Япон. радиовещат. корпорации (худ. рук. Иваки Хироюки), симф. оркестр "Метрополитен" (осн. в 1965, худ. рук. Ватанабэ Акэо), Новый филармонич. оркестр (осн. Одзава Сэйдзи), "Кунаичо гакубу" (Имп. придв. оркестр, рук. Цудзи Тосио), Япон. симф. оркестр.
В Т. живут н работают наиболее видные япон. исполнители: певица Оно Тэруко, скрипачи Сато Ёко, Усиода, пианисты Накамура Хироко, Мацуура, виолончелисты Фудзивара, Саито Хидэо, Ивасаки и др. Получил известность Токийский струн. квартет (быв. Квартет Тохо), хор. коллективы под рук. Камимото Ёсио, Сираи, Цусима, Ямагиси. Крупнейшие оперные труппы Т. "Фудзивара" (осн. 1934), Токийская оперная компания (осн. 1952).
Много времени муз. программам отводится на радио и телевидении Т. Наиболее мощная Япон. радиовещательная корпорация практикует систему творческих заказов для японских композиторов. Крупнейшие фирмы грамзаписи "Виктор" (япон. филиал), "Принс" и др.
В Т. сконцентрированы ведущие муз. изд-ва Японии: "Ниппон Хосо Кёкай", "Онгаку но томо-ся", "Тикума сёбо", "Каваи-гакуфу" и др. Разл. области музыки освещают журн. "Онгаку но томо", "Кёику онгаку", "New Music Magazine", "Онгаку гэйдзюцу", "Shimpu Journal", "Record Geijutsu" и др. (на япон. и англ. яз.). На страницах этих органов печати выступают наиболее известные муз. критики Такаянаги Морио, Нодзаки Ёсио и др.
В Т. сосредоточено неск. десятков разл. муз. организаций. В задачу Япон. федерации объединений музыкантов, Гильдии дирижёров Японии, Лиги концертирующих музыкантов Японии и др. входит защита проф. интересов япон. музыкантов. Всеяпонская федерация дух. бэндов, Всеяпонская федерация хоров объединяют соответствующие исполнит. коллективы. Нек-рые об-ва популяризируют музыку определ. видов и направлений (Об-во классич. музыки, Токийское об-во музыки барокко, Япон. об-во христианской музыки и григорианского пения), а также творчество отд. композиторов (япон. Моцартовское и Малеровское об-ва). Композиторы объединены в Об-ве япон. композиторов (пред. Кога Масэо), музыковеды связаны с Академией музыкознания. Япон. об-во защиты прав авторов и композиторов и Япон. ассоциации муз. копирайтов призваны защищать авторские права музыкантов Японии. Существуют также Ассоциация муз. издателей Японии, предприятия, связанные с т. н. звуковой индустрией, Япон. ассоциация электронной индустрии и Япон. ассоциация звукозаписи. В Т. находятся также япон. отделения междунар. муз. об-в, Междунар. фонд иск-в и др. Совр. муз. жизнь Т. определяется деятельностью мн. орг-ций, объединяемых Ассоциацией муз. администрации (Япон. конц. об-во Нихон Консато кёкай, Токийский муз. центр Токё онгаку бунка сэнта и др.), и конц. агентств (агентства Ито Томоису, Ватанабэ Сусуми, Кикути Идзё и др.).
Осн. конц. залы Всеяпонской радиовещат. корпорации "Токё бунка кайкан", "Уэно бунка кайкан", "Юбинтёкин-хору", "Сибуя кокайдо", "Косэйнен кин кайкан", "Тоёко хору". Музыка исполняется также в т-рах "Кокурицу гэкидзё", "Кабукидза" и др.
В связи с возрождением интереса к классич. и традиц. формам нац. иск-ва с сер. 20 в. стали устраиваться соответствующие концерты, в к-рых принимает участие оркестр нац. инструментов "Ниппон" (рук. Тамура Такуо) и др. коллективы, выступали видные исполнители (Такахаси Тикудзан, Мурамото Кадзуко, Цудудзи Такаси и др.), а также любители (многие из них входят в Лигу развития япон. нар. музыки).
Богатые коллекции муз. инструментов собраны в ряде музеев Т., ценные издания в Нац. парламентской б-ке и б-ках ун-тов.
В Т. ежегодно проводятся конкурсы композиторов, вокалистов, пианистов, скрипачей; проходят Междунар. муз. фестиваль (в середине июля) и Нац. фестиваль иск-в (в октябре ноябре). Фестивали эстр. песни организует получившая междунар. известность фирма "Ямаха" (производит муз. инструменты и др.).
В Т. гастролируют крупнейшие совр. музыканты и исполнит. коллективы из мн. стран мира, в т. ч. ведущие сов. балетные и оперные труппы, симф. оркестры, хоры и фольклорные ансамбли.
Литература: Nouлt N., Histoire de Tokyo, P., 1961; Malm W. P., Japanese music and musical instruments, Rutland-Tokyo, 1970; Harich-Schneider E., A history of Japanese music, L., 1973.Дж. К. Михайлов.