Музыкальная энциклопедия - томарс и. с.
Связанные словари
Томарс и. с.
Обладал небольшим, гибким, нежного тембра голосом с красивыми, мягкими верхними нотами, редкой музыкальностью, художеств. вкусом. Его исполнение отличалось изяществом фразировки, прекрасной дикцией, одухотворённостью. В совершенстве владея иск-вом бельканто, Т. неоднократно заменял А. Мазини и Э. Карузо в спектаклях Итал. оперы (Петербург). Был лучшим исполнителем на рус. оперной сцене партии Альмавивы ("Севильский цирюльник"), успешно пел драм. партии (Собинин, Герман, Манрико, Радамес, Канио; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Рауль ("Гугеноты"), Васко да Гама ("Африканка")). Среди др. партий: Князь, Синодал; Руальд ("Рогнеда"), Владимир Игоревич, Берендей, Индийский гость, Владимир Дубровский, Ленский; Андрей ("Мазепа"), Йонтек, Альфред; Ричард ("Бал-маскарад"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Фауст. Иск-во Т. высоко ценили Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Оссовский.
В 1907-17 преподавал пение в Петровском коммерческом уч-ще; в 1923-34 профессор сольного пения в Ленингр. консерватории. Воспитал плеяду оперных и камерных певцов, в их числе И. В. Васильев, Е. Э. Виттинг, В. М. Луканин, А. Ю. Модестов, Г. М. Нэлепп, Г. Н. Орлов, Д. И. Томарс, Е. Б. Флакс, Б. М. Фрейдков, Н. Я. Чесноков.
А. П. Григорьева.