Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - тома ш. л. а.

Тома ш. л. а.

(Thomas) Шарль Луи Амбруаз (5 VIII 1811, Мец 12 II 1896, Париж) франц. композитор, педагог. Чл. Ин-та Франции (1861). В детстве обучался игре на скрипке и фп. под рук. отца, муз. педагога. В 1832 окончил Парижскую консерваторию, где занимался в классах Ф. В. М. Калькбреннера (фп.), В. Дурлена (гармония), А. Барберо (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра (композиция). Получил за кантату "Герман и Кетти" Рим. пр. (1832), обеспечившую ему 3-летнее пребывание в Италии (Рим, Неаполь, Флоренция, Болонья, Венеция, Триест), в Вене. Возвратившись в Париж (1836), Т. дебютировал в 1837 в т-ре "Опера комик" одноактной оперой "Двойная лестница", заслужившей одобрит. отзыв Г. Берлиоза. Успех сопутствовал и второй его комич. опере "Парикмахер регентства" (1838), но последующие произв. оказались менее удачными. Своим признанием Т. обязан комич. операм "Кади" (1849) и "Сон в летнюю ночь" (связана с комедией У. Шекспира только названием, 1850). В 50-60-е гг. написал ещё неск. комич. опер, но они вскоре были забыты. С 1852 профессор (с 1871 директор) Парижской консерватории (среди его учеников Ж. Массне), в 60-х гг. директор т-ра "Опера комик".

Подлинную славу принесла композитору опера "Миньон" (1866, т-р "Опера комик"). В этой лучшей своей опере Т. выступил вслед за Ш. Гуно как создатель жанра лирической оперы. "Миньон" (либр. М. Kappe и Ж. Барбье по мотивам романа "Годы учения Вильгельма Мейстера" Гёте) изобилует драм. и мелодрам. ситуациями, эффектным сопоставлением контрастных персонажей, сочными жанровыми эпизодами. Легко запоминаемая задушевная или изящно-игривая мелодика, преим. романсового склада, пикантная ритмика, тонкая, красочная оркестровка, широкое использование нар.-песенных и танц. жанров, сценичность муз.-драм. действия, искренняя, хотя и неглубокая, патетика определили длит. успех оперы. При всех положит. качествах и технич. совершенстве музыка Т. лишена яркого своеобразия, отчётливой индивидуальности и глубины содержания, что особенно сказалось в его большой опере "Гамлет" (1868, "Корол. академия музыки и танца"); композитор, использовав лишь внешние элементы фабулы трагедии Шекспира и завершив действие "благополучной" развязкой, создал чувствит. лирико-бытовую драму, чуждую какой-либо идейной проблематики. Однако доходчивость и мелодичность, яркая театральность музыки Т. обусловили успех и этой оперы. Подобная чисто внешняя трактовка сюжетов из классич. литературы отличает также оперу "Франческа да Римини" (на сюжет из "Божественной комедии" Данте, 1882) и фантастич. балет "Буря" (по пьесе Шекспира, 1889).

Сочинения: оперы Двойная лестница (Le double йchelle, 1837, т-р "Опера комик", Париж), Парикмахер регентства (Le perruquier de la rйgence, 1838, там же), Цветочная корзинка (Le panier fleuri, 1839, там же), Карлина (1840, там же), Граф Карманьоль (Le comte de Carmagnole, 1841, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Партизан (Le guerillйro, 1842, там же), Анжелика и Медор (1843, т-р "Опера комик", Париж), Мина, или Любовь втроём (Mina ou Le mйnage а trois, 1843, там же), Кади (1849, там же), Сон в летнюю ночь (Songe d'une nuit d'йtй, 1850, там же), Раймонд, или Секрет королевы (Raymond ou Le secret de la reine, 1851, там же), Садовая беседка (La tonelli, 1853, там же), Двор Селимены (La cour de Cйlimиne, 1855, там же), Психея (Psychй, 1857, там же), Венецианский карнавал (Le carnaval de Venise, 1857, там же), Роман Эльвиры (Le roman d'Elvire, 1860, там же), Миньон (1866, там же), Гамлет (1868, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Жиль и Жилотэн (1874, т-р "Опера комик", Париж), Франческа да Римини (1882, Париж); балеты Цыганка (La gipsy, совм. с Ф. Бенуа, 1839, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Бетти (1846, там же), Буря (La tempкte, 1889, "Гранд-Опера", Париж); кантаты Герман и Кетти (1832), на открытие памятника Лесюэру в Абвиле (1852) и памяти Буальдьё (1875); Реквием (1833), Торжественная месса (Messe solennelle, 1857); Фантазия для фп. с орк.; камерно-инстр. ансамбли фп. трио, струн. квартет, струн. квинтет; фп. пьесы; хоры, мотеты; квартеты для муж. голосов; 6 неаполитанских канцон и др.

Литература: Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Опера в Михайловском театре, "Жизнь искусства", 1918, 30 нояб., Esсudiеr L., Mes souvenirs, P., 1863, 1868; Hans1iсk E., Die moderne Oper, В., 1875 (рус. пер. главы: А. Тома, в газ. "Музыкальный листок", 1877, 24 апр., 1, 8, 15 мая); Curzon H. de, Ambroise Thomas, P., 1921; Combarieu J., Histoire de la musique, t. 3, P., 1928, p. 366-68 (рус. пер. отд. глав в кн.; Французская музыка 2-й половины 19 в. Сб. переводных работ..., вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 153-59); Andrieux G., Catalogue de manuscrits musicaux d'A. Thomas, P., 1935; Cooper M., Ambrois Thomas, L., 1950; Aсhter M. J., Fй1iсien D., Ambroise Thomas and French opйra lyrique. 1850-70, Ann Arbor, 1972 (Diss.).

E. P. Бронфин.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое тома ш. л. а.
Значение слова тома ш. л. а.
Что означает тома ш. л. а.
Толкование слова тома ш. л. а.
Определение термина тома ш. л. а.
toma sh. l. a. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины