Музыкальная энциклопедия - болонья
Связанные словари
Болонья
В Б. сложились новые жанры и формы инструментальной музыки (см. Болонская школа). Наряду с инстр. музыкой в Б. получили развитие опера и оратория. В нач. 17 в. в т-ре "Делла Сала" (1547-1767) ставились драм. спектакли, а также музыкальные драмы, первая из них "Андромеда" (музыка Дж. Джакобби, либр. Р. Кампеджи, 1610). Муз. драмы давались также в домашних т-рах мн. патрициев. В 1636 был открыт т-р "Формальяри" (позже известен под назв. "Гуаставиллани", "Дзаньони" и "Казали" по именам его владельцев; существовал до 1802). Этот т-р посещался преим. аристократией. Осн. место в его репертуаре занимали оперы-сериа. В т-ре "Мальвецци" (1651-1745) ставились гл. обр. комич. оперы. Оперные спектакли шли в т-рах "Марсильи-Росси" (1710-1850), "Анджеллели" (вначале частный, ок. 1710 публичный). В 1763 оперой "Триумф Клелии" Глюка открылся т-р "Комунале" наиболее крупный т-р Б. В 19 в. были созданы т-р Дузе и "Театро дель Корсо" (1805, разрушен во время 2-й мировой войны, в 1944).
К 18 в. капеллы утрачивают первенство, ведущее положение занимают т. н. академии (см. Академия). Существовавшие в Б. академии (более 40) в 1666 слились по инициативе В. М. Каррати в академию "Филармоника", или Болонскую филармоническую академию.
Наряду с капеллами и муз. академиями в течение 17-18 вв. в Б. работали также частные муз. школы, в к-рых преподавали крупные педагоги, в т. ч. Ф. А. Пистокки, А. Бернакки.
В 19 в. значение академии стало ослабевать. Важное место в муз. жизни Б. заняла первая проф. муз. школа Музыкальный лицей (Liceo musicale, осн. в 1804). Наивысшего расцвета лицей достиг в кон. 19 нач. 20 вв. Во главе его стояли видные музыканты: Л. Манчинелли, Дж. Мартуччи, М. Э. Босси, Ф. Бузони, Дж. Маринуцци. В кон. 19 в. активизируется конц. жизнь города. Публичные концерты симф. и камерной музыки регулярно проводят об-ва "Казино" и "Пробуждение"; в 1879 по инициативе группы музыкантов создаётся Квартетное об-во (первый его руководитель Л. Манчинелли), позже Дж. Мартуччи организует Вагнеровское об-во, а М. Э. Босси Хоровое об-во им. Дж. Б. Мартини. Скрипач и дирижёр Ф. Радикати совм. с А. Фабри осн. Филармонич. вспомогательное об-во, целью к-рого было оказание поддержки молодым артистам.
В 20 в. Б. сохраняет положение центра муз. науки. Важную роль играет Музыкальный лицей, к-рый в 1914 получил статус консерватории (в 1925 ему присвоено имя Дж. Б. Мартини), в 1942 официально переименован в консерваторию им. Дж. Б. Мартини. Широкой известностью пользуются хранилища старинных документов, книг и нот, сосредоточенные в б-ке Филармонич. академии, в б-ке Дж. Б. Мартини при консерватории и в архиве капеллы Сан-Петронио, а также богатая коллекция муз. инструментов (ранее принадлежала Муз. лицею, затем Гор. музею). Ведущие муз. коллективы Б.: оперный т-р "Комунале", оркестр к-рого даёт также симф. концерты; Болонский камерный оркестр. В Б. работают разл. конц. об-ва: Центр муз. культуры при консерватории, Университетский муз. центр, Об-во камерной музыки, Об-во друзей музыки и др.
Литература: Gaspаri G., De'musicisti bolognesi..., в сб.: Atti е memorie della R. R. Deputazione per le provincie dell'Emilia, Modena, 1877; его же, De'musicisti bolognesi nel secolo XVII, Modena, 1878-80; Sesini U., Lo studio bolognese nella storia musicale, "Il Comune di Bologna", 1934, 8 agusto; Sartori C., Il Regio Conservatorio di musica, "G. В. Martini di Bologna", Firenze, 1942.М. М. Яковлев.