Музыкальная энциклопедия - боливийская музыка
Связанные словари
Боливийская музыка
Индейская музыка осн. на пентатонике, причём используются все 5 её видов. Для песен, танцев типична двудольность. Индейской музыке свойственна ритмич. определённость (существуют свои ритмич. формулы), чёткая структура формообразования. В индейском муз. фольклоре различаются два своеобразных пласта: музыка жителей горных районов, по характеру сдержанная, неск. суровая, и музыка обитателей равнинной части страны более жизнерадостная. Богат инструментарий индейцев. Насчитывается св. 20 типов дух. инструментов, среди них кена (продольная флейта, имеющая от 2 до 6 отверстий, изготовляется чаще из тростника и костей животных), тарка (продольная флейта, отличается от кена размером, тембром), эрке (большая труба, длина её достигает 3 м), сикус (на яз. аймара; антара на яз. кечуа; разновидность флейты Пана, обычно двухрядная, число трубочек колеблется от 6 до 20, размер от миниатюрной до 1,5 м). Из ударных бытуют всевозможные барабаны путука, уанара, тинтайа и др. Проникновению в индейскую музыку струн. инструментов способствовали испанцы.
Музыка болив. креолов (общая для всех креолов Юж. Америки) сложилась под влиянием испан. музыки. В Боливии популярны креольские танцы самакуэка (куэка), гато, маринера. Из песенных жанров широко известны лирич. песни: ярави (самобытная, отличающаяся от индейской того же названия), тристе и др. Любимый музыкальный инструмент креолов гитара (6-струнная, испанская). Встречаются также диатоническая арфа и чаранго (сельская гитара, имеющая 5 двойных струн и иную, чем обычная гитара, настройку). В ансамблевой игре чаранго зачастую поручается наряду с аккомпанементом мелодическая линия (гитара используется только как аккомпанирующий инструмент).
В Ла-Пасе работают Нац. консерватория (осн. 1908), Нац. симф. оркестр (осн. 1940).
Среди проф. композиторов Боливии Э. Каба, автор многочисл. вок., хор., инстр. произв., в т. ч. балета "Кольяна", симф. поэм "Потоси", "Ильимани"; Т. Варгас композитор, фольклорист; X. М. В. Майдана композитор и дирижёр, автор 4 балетов, симф. произв., театр. музыки; А. Г. Браво композитор и музыковед и др.
Литература: Bйclard-d'Harcourt M., La musique indienne chez les anciens civilisйs d'Amйrique, pt. II Le folklore musical de la rйgion andine. Equator, Pйrou, Bolivie (1920), в кн.: L avignac A., Histoire de la musique, P., 1922, p. 3353-71; Vargas T., Aires Nacionales de Bolivia, v. 1-3, La Paz, 1940; Slonimsky N., Bolivia, в его кн.: Music of Latin America, N. Y., 1945.