Музыкальная энциклопедия - болгарский распев
Связанные словари
Болгарский распев
По типу мелодики Б. р. заметно отличается от знаменного. Как и для киевского распева, для него характерны симметричность движения, легко укладывающегося в 4-дольный размер, тональная устойчивость напевов, точное повторение мелодии в неск. строках произв., отсутствие вариац. развития мотивов. Б. р. подчинён системе осмогласия, но по количеству попевок значительно уступает знаменному распеву. Мелодика большинства произв. Б. р. напевна, выразительна, легко усваивается певцами.
Болгарский распев. Из рукописи конца 17 в. Государственный исторический музей. Певческое собрание, No 122, лист 155 и оборот.
Песнопения литургии и вечерни Б. р. были опубликованы А. Николовым "Древнеболгарское церковное пение (по старым нотным рукописям, относящимся к XVII и XVIII вв.)", т. I, Литургия, СПБ, 1905; т. II, Вечерня, СПБ, 1906.
Литература: Вознесенский И., Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII веков, К., 1890, М., 1898; его же, Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви, (вып.) II. Болгарский роспев в России, К., 1891; Динев П., О самобытности болгарского распева, "Болгарская музыка", С., 1963, т. III; Кръстев В., Пути развития болгарской музыкальной культуры в период XII-XVIII столетий, в сб.: Musica antiqua Europae orientalis. Acta scientifica congressus I. Bydgoszez, 1966. Ed. Sofia Lissa, Warsz., 1966; Скребков С., Русская хоровая музыка XVII нач. XVIII веков, М., 1969.Н. Д. Успенский.