Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - большой театр ссср

Большой театр ссср

(Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, ГАБТ) один из старейших рус. муз. т-ров, ведущий сов. т-р оперы и балета. Б. т. сыграл выдающуюся роль в утверждении нац. реалистич. традиций оперного и балетного иск-ва, в формировании рус. муз.-сценич. исполнит. школы. Б. т. ведёт свою историю с 1776, когда моск. губернский прокурор князь П. В. Урусов получил правительств. привилегию "быть содержателем всех театральных в Москве представлений...". С 1776 спектакли ставились в доме графа Р. И. Воронцова на Знаменке. Урусов вместе с антрепренёром M. E. Медоксом построил спец. театр. здание (на углу улицы Петровки) "Петровский театр", или "Оперный дом", где в 1780-1805 шли оперные, драматич. и балетные спектакли. Это был первый в Москве постоянный т-р (в 1805 сгорел). В 1812 пожар уничтожил и др. здание т-ра на Арбате (арх. К. И. Росси) и труппа выступала во временных помещениях. 6(18) января 1825 прологом "Торжество муз" с муз. А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева открылся Большой театр (проект А. А. Михайлова, арх. О. И. Бове), построенный на месте быв. Петровского. Помещение второе в Европе по величине после миланского т-ра "Ла Скала" после пожара 1853 было значительно перестроено (арх. А. К. Кавос), исправлены акустич. и оптич. недостатки, зрит. зал разделён на 5 ярусов. Открытие состоялось 20 авг. 1856.

В т-ре были пост. первые рус. народно-бытовые муз. комедии "Мельник колдун, обманщик и сват" Соколовского (1779), "Санкт-петербургский гостиный двор" Пашкевича (1783) и др. Первый балет-пантомима "Волшебная лавка" был показан в 1780 в день открытия "Петровского т-ра". Среди балетных спектаклей преобладали условные фантастико-мифологич. зрелищные пост., но ставились и спектакли, включавшие рус. нар. танцы, к-рые имели большой успех у публики ("Деревенский праздник", "Деревенская картина", "Взятие Очакова" и др.). В репертуаре были также наиболее значит. оперы зарубежных композиторов 18 в. (Дж. Перголези, Д. Чимарозы, А. Сальери, А. Гретри, Н. Далейрака и др.).

В конце 18 нач. 19 вв. оперные певцы играли в драматич. спектаклях, а драматич. актёры выступали в операх. Труппа "Петровского т-ра" пополнялась нередко за счёт талантливых крепостных актёров и актрис, а иногда целых коллективов крепостных т-ров, к-рых дирекция т-ра покупала у помещиков.

В труппу т-ра вошли крепостные актёры Урусова, актёры театр. трупп Н. С. Титова и Моск. ун-та. Среди первых актёров В. П. Померанцев, П. В. Злов, Г. В. Базилевич, А. Г. Ожогин, М. С. Синявская, И. М. Соколовская, позже Е. С. Сандунова и др. Первые балетные артисты питомцы Воспитательного дома (при к-ром в 1773 была осн. балетная школа под руководством балетмейстера И. Вальберха) и крепостные танцоры трупп Урусова и Е. А. Головкиной (в их числе: А. Собакина, Д. Тукманова, Г. Райков, С. Лопухин и др.).

В 1806 мн. крепостные актёры т-ра получили вольную, труппа была передана в распоряжение Дирекции Моск. имп. т-ров и превращена в придв. т-р, находившийся в прямом подчинении Министерства двора. Это определило трудности в развитии передового рус. муз. иск-ва. Среди отечеств. репертуара первоначально преобладали водевили, пользовавшиеся большой популярностью: "Деревенский философ" Алябьева (1823), "Учитель и ученик" (1824), "Хлопотун" и "Забавы калифа" (1825) Алябьева и Верстовского и др. С конца 20-х гг. в Б. т. ставятся оперы А. Н. Верстовского (с 1825 инспектор музыки моск. т-ров), отмеченные национально-романтич. тенденциями: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Двенадцать спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), долго державшаяся в репертуаре т-ра, "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина" (1841), "Громобой" (1858). Верстовский и работавший в т-ре в 1832-44 композитор А. Е. Варламов способствовали воспитанию рус. певцов (Н. В. Репина, А. О. Бантышев, П. А. Булахов, Н. В. Лавров и др.). В т-ре шли также оперы нем., франц. и итал. композиторов, в т. ч. "Дон Жуан" и "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Фиделио" Бетховена, "Волшебный стрелок" Вебера, "Фра-Дьяволо", "Фенелла" и "Бронзовый конь" Обера, "Роберт-Дьявол" Мейербера, "Севильский цирюльник" Россини, "Анна Болейн" Доницетти и др. В 1842 Управление моск. т-ров перешло в подчинение Петерб. дирекции. Поставленная в 1842 опера "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") Глинки превратилась в пышный спектакль, шедший по торжеств. придв. праздникам. Силами артистов Петерб. рус. оперной труппы (переведённой в 1845-50 в Москву) эта опера была осуществлена на сцене Б. т. в несравненно лучшей постановке. В том же исполнении в 1846 была пост. опера "Руслан и Людмила" Глинки, а в 1847 "Эсмеральда" Даргомыжского. В 1859 Б. т. пост. "Русалку". Появление на сцене т-ра опер Глинки и Даргомыжского наметило новый этап его развития и имело огромное значение в формировании реалистич. принципов вок.-сценич. иск-ва.

Балетный репертуар 1-й пол. 19 в. чрезвычайно пёстр. Ставились фантастич., "волшебные" спектакли-балеты ("Сильфида", "Асмодей хромой колдун"), сентиментальные ("Карл и Лисбета"), "восточные" ("Восстание в серале", "Калиф Багдадский") и рыцарские приключенческие ("Дон Кихот Ламанчский" по Сервантесу), сопровождавшиеся сборной музыкой. С 1811 в Б. т. работал ученик III. Л. Дидло танцовщик, балетмейстер и педагог А. П. Глушковский, сыгравший видную роль в создании рус. балета, воспитавший много замечат. талантов. В 1815 Глушковский пост. "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" с музыкой С. Давыдова (спектакль продержался в репертуаре Б. т. 50 лет и способствовал пропаганде и развитию рус. танца). В 1826 он ставит балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" по поэме А. С. Пушкина (муз. К. А. Кавоса), в 1831 совм. с дирижёром Ф. Е. Шольцем спектакль "Пантомима" (балетная парафраза по мотивам поэмы А. С. Пушкина "Руслан и Людмила"), а два года спустя рус. балет "Татьяна Прекрасная на Воробьёвых горах" (музыка сборная, 1833). В репертуаре т-ра появляются первые балеты с музыкой рус. композиторов "Волшебный барабан" Алябьева (1827), "Забавы султана" Варламова (1834), "Мальчик-с-пальчик" Варламова и Гурьянова (1837) и др. Делаются попытки поставить балетные спектакли с музыкой крупных зап. композиторов. В 1825 Глушковский на собств. либр. пост. балет "Пагубные последствия пылких страстей Дон Жуана" с муз. В. А. Моцарта. В балете "Роковой день" (1827) была использована музыка К. М. Вебера и Дж. Россини, в "Гитане, испанской цыганке" (1843) музыка Д. Обера. В 30-40-е гг. Б. т. ставит первые балеты с музыкой А. Адана "Дева Дуная" (1838), "Корсар" (под назв. "Морской разбойник", 1841) и "Жизель" (1844), балет, утвердивший романтич. направление в хореографии. Автором либретто и пост. мн. балетов Б. т. в эти годы была также танцовщица и педагог Ф. Гюллен-Сор. В труппе т-ра 1-й пол. 19 в. выдающиеся рус. танцовщики Т. И. Иванова-Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина, Е. И. Андреянова, К. Ф. Богданов и др. Особое место принадлежит талантливой балерине Е. А. Санковской первой моск. Жизели.

В 1861 Дирекция имп. т-ров сдала Б. т. в аренду итал. оперной труппе, к-рая выступала 4-5 дней в неделю, фактически оставив рус. опере 1 день. Соревнование двух коллективов приносило известную пользу рус. певцам, заставляя их упорно совершенствовать своё мастерство и заимствовать нек-рые принципы итал. вок. школы, но пренебрежение Дирекции имп. т-ров к утверждению нац. репертуара и привилегированное положение итальянцев затрудняли работу рус. труппы и мешали рус. опере завоевать признание публики. Новый рус. оперный т-р мог родиться только в борьбе с итальяноманией и развлекательными тенденциями за утверждение нац. самобытности иск-ва. Уже в 60-70-е гг. т-р был вынужден прислушаться к голосам прогрессивных деятелей рус. муз. культуры, к запросам нового демократич. зрителя. Были возобновлены оперы "Русалка" (1863) и "Руслан и Людмила" (1868), утвердившиеся в репертуаре т-ра. В 1869 Б. т. ставит первую оперу П. И. Чайковского "Воевода", в 1875 "Опричник". В 1881 был пост. "Евгений Онегин" (в репертуаре т-ра закрепилась вторая пост., 1883).

С сер. 80-х гг. 19 в. наступает перелом в отношении руководства т-ра к рус. опере; были осуществлены пост. выдающихся произв. рус. композиторов: "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887), "Пиковая дама" (1891) и "Иоланта" (1893) Чайковского, впервые появились на сцене Б. т. оперы композиторов "Могучей кучки" "Борис Годунов" Мусоргского (1888), "Снегурочка" Римского-Корсакова (1893), "Князь Игорь" Бородина (1898).

Но главное внимание в репертуаре Б. т. в эти годы по-прежнему уделялось операм франц. (Дж. Мейербер, Ф. Обер, Ф. Галеви, А. Тома, Ш. Гуно) и итал. (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) композиторов. В 1898 впервые на рус. яз. пост. "Кармен" Бизе, в 1899 "Троянцы в Карфагене" Берлиоза. Нем. опера представлена произв. Ф. Флотова, "Волшебным стрелком" Вебера, единичными пост. "Тангейзера" и "Лоэнгрина" Вагнера.

Среди рус. певцов сер. и 2-й пол. 19 в. Е. А. Семёнова (первая московская исполнительница партий Антониды, Людмилы и Наташи), А. Д. Александрова-Кочетова, Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов (создавший образы Онегина и Демона), Б. Б. Корсов, M. M. Корякин, Л. Д. Донской, М. А. Дейша-Сионицкая, Н. В. Салина, Н. А. Преображенский и др. Намечается сдвиг не только в репертуаре, но и в качестве пост. и муз. трактовки опер. В 1882-1906 гл. дирижёром Б. т. был И. К. Альтани, в 1882-1937 гл. хормейстером У. И. Авранек. Своими операми дирижировали П. И. Чайковский и А. Г. Рубинштейн. Более серьёзное внимание уделяется декоративному оформлению и постановочной культуре спектаклей. (В 1861-1929 в Б. т. работал в качестве декоратора и механика К. Ф. Вальц).

В балетных спектаклях Б. т. 2-й пол. 19 в. преобладали развлекательные тенденции. Музыку балетов писали Ч. Пуньи, Л. Минкус, Ю. Гербер и др., она была удобна для танцев, но не отличалась высокими художеств. достоинствами. Среди наиболее значит. спектаклей "Конёк-Горбунок" Пуньи (1864), "Дон Кихот" Минкуса (1869). В 1877 Б. т. ставит первый балет Чайковского "Лебединое озеро". Это новаторское произв., имевшее огромное значение для дальнейшего развития рус. балета, не было по-настоящему понято и раскрыто в пост. балетм. Ю. Рейзингера (1877) и П. Гансена (1880). Новая пост. этого балета осуществлена в 1901 балетм. А. А. Горским и дирижёром А. Ф. Арендсом (после петерб. пост. М. И. Петипа и Л. И. Иванова). "Лебединое озеро" и др. балеты Чайковского заложили классич. основы рус. муз.-хореографич. драматургии, утвердили единство музыки и танца. В балетной труппе 2-й пол. 19 в.: Н. К. Богданова, В. Ф. Гельцер, П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, Л. А. Рославлева, С. П. Соколов и др.

К концу 19 в. назревает реформа рус. т-ра, его решительный поворот к глубине жизненной и историч. правды, к реализму образов и чувств. Б. т. вступает в пору расцвета, приобретая славу одного из крупнейших центров муз.-театр. культуры. Репертуар т-ра включает лучшие произв. мирового иск-ва, вместе с тем рус. опера занимает центр. место на его сцене. Впервые Б. т. осуществил пост. опер Римского-Корсакова "Псковитянка" (1901), "Пан-воевода" (1905), "Садко" (1906), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1908), "Золотой петушок" (1909), а также "Каменный гость" Даргомыжского (1906). Одновременно т-р ставит такие значит. произв. зарубежных композиторов, как "Валькирия", "Летучий голландец", "Тангейзер" Вагнера, "Троянцы в Карфагене" Берлиоза, "Паяцы" Леонкавалло, "Сельская честь" Масканьи, "Богема" Пуччини и др.

Расцвет исполнительской школы рус. иск-ва наступил после долголетней и напряжённой борьбы за рус. оперную классику и связан непосредственно с глубоким освоением отечеств. репертуара. В нач. 20 в. на сцене Б. т. появляется созвездие великих певцов Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова. Вместе с ними выступали выдающиеся певцы: Е. Г. Азерская, Л. Н. Балановская, М. Г. Гукова, К. Г. Держинская, Е. Н. Збруева, Е. А. Степанова, И. А. Алчевский,

A. В. Богданович, А. П. Боначич, Г. А. Бакланов, И. В. Грызунов, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, Л. Ф. Савранский. В 1904-06 в Б. т. дирижировал С. В. Рахманинов, давший новую реалистич. трактовку рус. оперной классике. С 1906 дирижёром становится B. И. Сук. Отточенного мастерства достигает хор под рук. У. И. Авранека. К оформлению спектаклей привлекаются видные художники А. М. Васнецов, А. Я. Головин, К. А. Коровин.

В области балета повышается уровень постановочного и исполнительского мастерства. Осуществляет мн. пост. балетм. А. А. Горский, вписавший одну из самых значит. страниц в историю рус. балета. Ему принадлежат пост. балетов "Дон Кихот" Минкуса (1900), "Конёк-Горбунок" Пуньи (1901), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1903), "Спящая красавица" Чайковского (1904), "Коппелия" Делиба (1905), "Жизель" Адана (1907), "Раймонда" Глазунова (1908), "Корсар" Адана и Пуньи (1912). Дирижировал балетами А. Ф. Арендс. Мировую известность завоевали солисты балета Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров. Великая Окт. социалистич. революция открыла новую эпоху в развитии Б. т. В трудные годы Гражданской войны труппа т-ра была полностью сохранена. Первый сезон начат 21 ноября (4 декабря) 1917 оперой "Аида". К первой годовщине Октября была подготовлена спец. программа, в к-рую вошли балет "Степан Разин" на музыку симф. поэмы Глазунова, сцена "Вече" из оперы "Псковитянка" Римского-Корсакова и хореографич. картина "Прометей" на музыку А. Н. Скрябина. За сезон 1917/1918 т-р дал 170 оперных и балетных спектаклей. С 1918 оркестр Б. т. давал циклы симф. концертов при участии солистов-певцов. Параллельно шли камерные инстр. концерты и концерты певцов. В 1919 Б. т. было присвоено звание академического. В 1924 открылся филиал Б. т. в помещении бывшей частной оперы Зимина. На этой сцене спектакли шли до 1959.

В 20-е гг. на сцене Б. т. появляются оперы сов. композиторов "Трильби" Юрасовского (1924, 2-я пост. 1929), "Декабристы" Золотарёва и "Степан Разин" Триодина (обе в 1925), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1927), "Иван-солдат" Корчмарёва (1927), "Сын солнца" Василенко (1928), "Загмук" Крейна и "Прорыв" Потоцкого (обе в 1930) и др. Одновременно ведётся большая работа над оперной классикой. Состоялись новые пост. опер Р. Вагнера: "Золото Рейна" (1918), "Лоэнгрин" (1923), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1929). В 1921 была исп. оратория Г. Берлиоза "Осуждение Фауста". Принципиально важной стала пост. оперы М. П. Мусоргского "Борис Годунов" (1927), исполненная впервые целиком со сценами Под Кромами и У Василия Блаженного (последняя в оркестровке M. M. Ипполитова-Иванова с тех пор входит во все постановки этой оперы). В 1925 состоялась премьера оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка". Среди значит. работ Б. т. этого периода: "Сказание о невидимом граде Китеже" (1926); "Свадьба Фигаро" Моцарта (1926), а также впервые поставленные в Москве оперы "Саломея" Р. Штрауса (1925), "Чио-Чио-сан" Пуччини (1925) и др.

Расширяется балетный репертуар. В 1919 состоялась первая в Москве пост. "Щелкунчика" Чайковского. Заново были пост. "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Раймонда", "Жизель", "Дон Кихот" и др., а также ряд спектаклей с музыкой, не предназначавшейся для т-ра: "Карнавал" Шумана, "Шехеразада" и "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, "Безделушки" на муз. В. А. Моцарта, "Теодолинда" на муз. Ф. Шуберта, "Шопен" и "Шопениана" на муз. Ф. Шопена. В 1921 ставится "Петрушка" Стравинского. Первые успехи сов. балета связаны с исканиями в области героико-революц. тематики. Важным событием в жизни сов. муз. т-ра явился первый балет на совр. тему "Красный мак" Глиэра (1927), воплотивший на сцене романтику революции.

Значит. события в творч. истории Б. т. 30-х гг. связаны с развитием сов. оперы. В 1935 была пост. опера Д. Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" (по повести Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"), затем "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" Дзержинского (1937), "Броненосец "Потёмкин"" Чишко (1939), "Мать" Желобинского (по М. Горькому, 1939) и др. Ставятся произв. композиторов сов. республик "Алмаст" Спендиарова (1930), "Абесалом и Этери" З. Палиашвили (1939). В 1939 Б. т. возрождает оперу "Иван Сусанин". Новая пост. (либретто С. М. Городецкого) раскрыла нар.-героич. сущность этого произв.; особое значение приобрели массово-хоровые сцены.

В 30-е гг. Б. т. осуществил пост. балетов Б. В. Асафьева "Пламя Парижа" (1933), "Бахчисарайский фонтан" (по A. C. Пушкину, 1936), "Кавказский пленник" (1938). Среди др. балетов "Футболист" (1930) и "Три толстяка" (1935) Оранского, "Светлый ручей" Шостаковича (1935), "Светлана" Клебанова (1939), в к-рых отразилось стремление освоить новые образы, взятые из жизни, найти новые средства их хореографич. воплощения.

В 1937 Б. т. был награждён орденом Ленина, а его крупнейшие мастера удостоены звания народного артиста СССР.

В 20-30-е гг. на сцене т-ра выступали выдающиеся певцы В. Р. Петров, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, К. Г. Держинская, Е. А. Степанова, Е. К. Катульская, В. В. Барсова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, А. С. Пирогов, М. Д. Михайлов, М. О. Рейзен, Н. С. Ханаев, Е. Д. Кругликова, Н. Д. Шпиллер, М. П. Максакова, В. А. Давыдова, А. И. Батурин, С. И. Мигай, Л. Ф. Савранский, Н. Н. Озеров, В. Р. Сливинский и др.; солисты балета Е. В. Гельцер, В. Д. Тихомиров, В. В. Кригер, М. Т. Семёнова, М. М. Габович, А. Н. Ермолаев, A. М. Мессерер и др. Среди дирижёров т-ра В. И. Сук, М. М. Ипполитов-Иванов, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Ю. Ф. Файер, Л. П. Штейнберг, В. В. Небольсин. Постановки оперных и балетных спектаклей Б. т. осуществляли режиссёры B. А. Лосский, Н. В. Смолич; балетмейстер Р. В. Захаров; хормейстеры У. О. Авранек, М. Г. Шорин; художник П. В. Вильямс.

В годы Великой Отечеств. войны (1941-45) часть труппы Б. т. была эвакуирована в Куйбышев, где в 1942 состоялась премьера оперы Россини "Вильгельм Телль". На сцене филиала (осн. здание т-ра было повреждено бомбой) в 1943 была пост. опера "В огне" Кабалевского. В послевоен. годы оперная труппа обратилась к классич. наследию народов социалистич. стран, были пост. оперы "Проданная невеста" Сметаны (1948) и "Галька" Монюшко (1949). Глубиной, цельностью муз.-сценич. ансамбля отмечены спектакли "Борис Годунов" (1948), "Садко" (1949), "Хованщина" (1950). Яркими образцами сов. балетной классики стали балеты "Золушка" (1945) и "Ромео и Джульетта" (1946) Прокофьева.

С сер. 40-х гг. возрастает роль режиссуры в раскрытии идейного содержания и воплощении авторского замысла произв., в воспитании актёра (певца и артиста балета), способного создавать глубоко содержательные, психологически правдивые образы. Более значимой становится роль ансамбля в решении идейных и художеств. задач спектакля, что достигается благодаря высокому мастерству оркестра, хора и др. коллективов т-ра. Всё это и определило исполнительский стиль совр. Б. т., принесло ему мировую славу.

В 50-60-е гг. активизируется работа т-ра над операми сов. композиторов. В 1953 пост. монументальная эпическая опера "Декабристы" Шапорина. Опера "Война и мир" Прокофьева (1959) вошла в золотой фонд сов. муз. т-ра. Были пост. "Никита Вершинин" Кабалевского (1955), "Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Мать" Хренникова (1957), "Джалиль" Жиганова (1959), "Повесть о настоящем человеке" Прокофьева (1960), "Судьба человека" Дзержинского (1961), "Не только любовь" Щедрина (1962), "Октябрь" Мурадели (1964), "Неизвестный солдат" Молчанова (1967), "Оптимистическая трагедия" Холминова (1967), "Семён Котко" Прокофьева (1970).

В эти же годы т-р осуществил пост. сов. балетов "Шурале" Яруллина (1955), "Лауренсия" Крейна (1956), "Гаянэ" (1957) и "Спартак" (1958, 1962; 1968, Ленинская пр., 1970) Хачатуряна, "Каменный цветок" Прокофьева (1959), "Тропою грома" Караева (1959), "Конёк-Горбунок" Щедрина (1960), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961), "Подпоручик Киже" Прокофьева (1963), "Геологи" Каретникова (1964), "Лейли и Меджнун" Баласаняна (1964), "Легенда о любви" Меликова (1965), "Асель" Власова (1967), "Кармен-сюита" Бизе Щедрина (1967), "Икар" Слонимского (1971), "Анна Каренина" Щедрина (1972) и др.

Начиная с сер. 50-х гг. репертуар Б. т. пополнился совр. зарубежными операми. Впервые были пост. произв. композиторов Л. Яначека ("Её падчерица", 1958), Ф. Эркеля ("Банк-бан", 1959), Ф. Пуленка ("Человеческий голос", 1965), Б. Бриттена ("Сон в летнюю ночь", 1965). Расширился классич. рус. и европ. репертуар. К числу выдающихся работ оперного коллектива относится "Фиделио" Бетховена (1954). Были пост. также оперы "Фальстаф" (1962), "Дон Карлос" (1963) Верди, "Летучий голландец" Вагнера (1963), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1966), "Тоска" (1971), "Руслан и Людмила" (1972), "Трубадур" (1972); балеты "Щелкунчик" (1966), "Лебединое озеро" (1970). В оперной труппе этого времени певцы И. И. и Л. И. Масленниковы, Е. В. Шумская, З. И. Анджапаридзе, Г. P. Большаков, А. П. Иванов, А. Ф. Кривченя, П. Г. Лисициан, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров и др.; в балетной О. В. Лепешинская, Г. С. Уланова, С. Г. Корень, В. А. Преображенский и др. Над муз.-сценич. воплощением спектаклей работали дирижёры А. Ш. Мелик-Пашаев, M. H. Жуков, Г. Н. Рождественский, Е. Ф.Светланов; режиссёры Л. Б. Баратов, Б. А. Покровский; балетмейстер Л. М. Лавровский; художники P. P. Федоровский, В. Ф. Рындин, С. Б. Вирсаладзе.

Ведущие мастера оперной и балетной трупп Б. т. выступали во мн. странах мира. Оперная труппа гастролировала в Италии (1964), Канаде, Польше (1967), ГДР (1969), Франции (1970), Японии (1970), Австрии, Венгрии (1971). Балет Б. т. завоевал всемирное признание. Балетная труппа гастролировала в Австралии (1959), Австрии (1959), Англии (1956, 1960, 1963, 1965, 1969), Бельгии (1958), Болгарии (1964), Венгрии (1961, 1965), ГДР (1954, 1955, 1956, 1958), Греции (1963), Дании (1960), Канаде (1959, 1972), Китае (1959), Кубе (1966), Мексике (1961), Монголии (1959), ОАР (1958, 1961), Польше (1949, 1960), Румынии (1964), США (1959, 1962, 1963,1966, 1968), Турции (1960), Финляндии (1957, 1958), Франции (1954, 1958, 1972), ФРГ (1964), Чехословакии (1959), Швейцарии (1964), Югославии (1965), Японии (1957, 1961), Ливане (1971). В труппе Б. т. (1972) певцы нар. арт. СССР И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, А. П. Огнивцев, нар. арт. РСФСР Л. И. Авдеева, Т. А. Милашкина, В. Н. Левко, Г. В. Олейниченко, Т. Ф. Тугаринова, В. М. Фирсова, В. А. Атлантов, А. А. Большаков, А. В. Ведерников, Е. Г. Кибкало, М. Г. Киселёв, Ю. А. Мазурок, А. А. Эйзен, засл. арт. РСФСР Е. В. Образцова и др.; солисты балета нар. арт. СССР М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, Н. В. Тимофеева, нар. арт. РСФСР М. В. Кондратьева, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, Н. Ф. Фадеечев и др., засл. арт. РСФСР Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, Ю. К. Владимиров, М. Л. Лавровский и др.; гл. дирижёр засл. арт. РСФСР Ю. И. Симонов, дирижёры нар. арт. СССР О. А. Димитриади, Б. Э. Хайкин, нар. арт. Казах. ССР Ф. Ш. Мансуров, засл. арт. РСФСР А. М. Жюрайтис, А. А. Копылов, М. P. Эрмлер; гл. режиссёр нар. арт. СССР Б. А. Покровский, гл. балетмейстер нар. арт. СССР Ю. Н. Григорович, гл. хормейстер нар. арт. СССР А. В. Рыбнов, гл. художник засл. художник РСФСР H. H. Золотарёв.

В 1924-59 Б. т. имел две сцены основную и филиал. Основная сцена т-ра представляет собой пятиярусный зрительный зал на 2155 мест. Длина зала с учётом орк. раковины 29,8 м, ширина 31 м, высота 19,6 м. Глубина сцены 22,8 м, ширина 39,3 м, размер портала сцены 21,5 х 17,2 м. В 1961 Б. т. получил новую сценич. площадку Кремлёвский Дворец съездов (зрительный зал на 6000 мест; размер сцены в плане 40 х 23 м и в высоту до колосников 28,8 м, портал сцены 32 x 14 м; планшет сцены оборудован шестнадцатью подъёмно-опускными площадками). В Б. т. и во Дворце съездов проводятся торжественные собрания, съезды, декады искусств и др.

Литература: Большой Московский театр и обозрение событий, предшествовавших основанию правильного русского театра, М., 1857; Кашкин Н. Д., Оперная сцена Московского императорского театра, М., 1897 (на обл.: Дмитриев Н., Императорская оперная сцена в Москве, М., 1898); Чаянова О., "Торжество муз", Памятка исторических воспоминаний к столетнему юбилею Московского Большого театра (1825-1925), М., 1925; её же, Театр Медокса в Москве 1776-1805, М., 1927; Московский Большой театр. 1825-1925, М., 1925 (сб. статей и материалов); Борисоглебский М., Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, М. Л., 1940; Государственный академический Большой театр Союза ССР, М., 1947 (сб. статей); С. В. Рахманинов и русская опера, сб. статей под ред. И. Ф. Бэлзы, М., 1947; "Театр", 1951, No 5 (посв. 175-летию Большого театра); Шавердян А. И., Большой театр Союза ССР, М., 1952; Полякова Л. В., Молодежь оперной сцены Большого театра, M., 1952; Хрипунов Ю. Д., Архитектура Большого театра, М., 1955; Большой театр СССР (сб. статей), М., 1958; Грошева Е. A., Большой театр СССР в прошлом и настоящем, М., 1962; Гозенпуд A. A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; его же, Русский советский оперный театр (1917-1941), Л., 1963; его же, Русский оперный театр XIX века, т. 1-2, Л., 1969-71.

Л. В. Полякова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое большой театр ссср
Значение слова большой театр ссср
Что означает большой театр ссср
Толкование слова большой театр ссср
Определение термина большой театр ссср
bolshoy teatr sssr это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины