Музыкальная энциклопедия - угандийская музыка
Связанные словари
Угандийская музыка
Вок. стили различаются по языковым признакам и технике пения. Для народов ачоли, алур, гуэро, баганда, баньоро, басога типично хор. пение (смешанные хоры), чаще в октаву. У карамоджо встречается сольное пение по случаю обществ. событий. Многочисленны песенные жанры у баганда: религиозные (обычно речитации), церемониальные, военные, трудовые, игровые, одические песни. Богаты танц. традиции угандийских народов.
Богат муз. инструментарий, в т. ч. народа баганда. Среди струнных лук секитулеге (простейший, наиболее архаич. инструмент), 8-струн. арфа эннанга (с резонатором из панциря черепахи), 8-струн. лира эндонго (заимствована у басога, где она наз. энтонголи; арфа и лира попали в Уганду, по-видимому, из Др. Египта), однострунная скрипка эндигиди (изобретена сравнительно недавно; её резонатор обычно из тыквы, обтянутой шкурой антилопы дукер, струна и смычок из древесного волокна). Среди духовых инструментов тростниковая флейта эндеро (с 4 игровыми отверстиями, диапазон св. 2 октав; используется как сольный инструмент и в ансамблях), 5 её разновидностей энсаси, эндеси, энтабитаби, экивува и энжоголо (приблизительно соответствующие сопрано, альту, тенору, баритону и басу); те же 5 разновидностей имеет труба амакондрере (с 5 отверстиями; никогда не употребляется в качестве сольного инструмента). Среди ударных 3 группы барабанов: королевские, крупнейший из к-рых муджагузо (барабан ликования); обыкновенные эмбуту (ритмический, "говорящий" барабан, на к-ром виртуозы-исполнители воспроизводят сотни разл. ритмич. фигур, один из наиболее распространённых барабанов), энгалаби (цилиндрический), омубала (барабан счёта, на нём "объявляют" названия кланов баганда, к-рые имеют свои опознават. ритмы эмибала), энтамиву ("пьяный" барабан); энджонго (с длинным узким резонатором); энтенга набор из 15 различно настроенных барабанов (четверо барабанщиков, играющих каждый на 3 инструментах, исполняют осн. мелодию, на остальных трёх 2 барабанщика один на одном, другой на двух инструментах воспроизводят ритмич. сопровождение; ещё до недавнего времени исполнителями на энтенга могли быть лишь музыканты кабаки короля Уганды). Популярен также ксилофон акадинда (разновидность с 20-22 пластинами, на этом инструменте играют 6 человек, разделённые на 2 группы, исполняют одновременно неск. мелодич. линий) и амадинда (более простой и усовершенствованный вид ксилофона с 12 пластинами; на нём играют 3 исполнителя). Зачастую из ксилофонов составляют ансамбли энтала.
У народа тезо встречаются 5-струн. арфа адеудеу (музыкант правой рукой исполняет мелодию, а левой ритмич. фигуру, используя корпус резонатора), скрипка адигиди, басовая труба асук-усук (используется как церемониальный инструмент) и барабаны атенус (на них играют только женщины), и детета, этида, омидири; у гуэре 6-струн. арфа (в её звукоряде октава делится на 4 равных интервала; 2 струны никогда не защипываются одновременно), наборы из 5 барабанов (намадду); у алур 5или 7-струн. арфа пентатонного строя; у мади 4-5-струн. лира, прямые трубы длиной от 1 до 2 м из бамбука или металла (на таких же трубах играют ачоли); у лугбара трубы из тыквы; у анколе священный барабан багьенданва. Кроме того, в муз. инструментарии Уганды широко представлены трещотки, бубенцы и др.
Разнообразны произв., исполняемые на разл. инструментах. Пьесы для арф эннанга основываются на 5-тоновом звукоряде и состоят обычно из 3 частей, 1-я часть (окунага) исполняется правой рукой, 2-я (оквавула) левой, в 3-й (окуйимбо) к арфе присоединяется голос. Сочинения для лиры эндонго обычно 2-голосные. Большим пальцем правой руки музыкант воспроизводит осн. мелодию на 5 низких струнах, большим и указательным пальцами левой руки короткую, но технически сложную мелодию на 3 дискантовых струнах. В произв., где эндонго является аккомпанирующим инструментом, партия левой руки представляет собой унисон с голосом. Мелодии для скрипки эндигиди отличаются изломанным контуром. Обычно это импровизации, иногда сопровождающиеся сольным пением. Ансамблевые произв. стиля ндонго (встречаются у баганда) отличаются плотной полифонич. фактурой. Начинает пьесу лира, затем вступает скрипка (лира в это время продолжает импровизацию, развивая осн. тему), включаются ударные, и, наконец, к этим инструментам присоединяется голос.
Исполнение муз. произв. требует высокого профессионализма. Поэтому игре на муз. инструментах обучают с детства. Напр., в связи с большой сложностью техники игры на флейте флейтистов для придв. оркестра готовят с 10-12 лет (дети учатся, слушая игру старших). По традиции флейтистами были жители района Коки. Для придв. ансамблей у анколе, исполнявших песни, прославляющие короля, выбирались дети самых известных людей страны. Их обучали также танцам, основанным на сложной символике; они участвовали в спортивных состязаниях и сопровождали короля на охоте. Будущие жёны короля получали спец. уроки пения, танца и игры на арфе.
Уже в 16 в. при дворах правителей гос-в Буганды, Буньоро, Анколе, Торо и др., находившихся на территории нынешней Уганды, большая роль отводилась музыке (существовали развитые формы придв. музыки). В 19 в. в Уганде развернули свою деятельность миссионеры, обращавшие местное население в христианство. Они открывали миссионерские школы, где наряду с др. дисциплинами преподавалось церк. пение зап. традиций. Однако нац. иск-во Уганды оказало воздействие на церковную музыку (это проявилось в манере пения, в замене церковных колоколов большими барабанами и др.).
Нац. муз. культура получила стимул к развитию после провозглашения независимости страны (1962). Муз. жизнью в целом руководит Мин-во культуры и обществ. развития. Наиболее значит. муз. организации и коллективы сосредоточены в Кампале: Нац. т-р (осн. в 1958), Нац. фольклорный ансамбль "Бьющиеся сердца Африки", в к-ром собраны одарённые музыканты и танцоры Уганды (гастролировал во мн. странах, в т. ч. в СССР), труппа "Абафуми компани", ставящая мистерии с использованием традиц. музыки и танца (напр., "Ренга Мои") и др.
В 1950-60-х гг. известностью пользовались гл. обр. музыканты традиц. стиля ансамбль ксилофонистов из Эмбайре, группа из Бугондо (в её составе исполнители на мбире и флейтист), ансамбль придв. барабанщиков из Лубили (Мэнго), а также исполнители на нац. инструментах барабанщик Леви Ньямайялво (играет на эмбуту), ксилофонист Петро Кивумби (оба из Масаки), барабанщик А. Окело и др. В 70-х гг. особенно популярными стали исполнители совр. эстр. песен в сопровождении вок.-инстр. ансамблей и инстр. групп зап. типа: певцы Е. Кавалья, Фред Масагизи, молодёжный ансамбль "Эбони" (вок. группа, барабаны, электрогитары), жен. ансамбль из Энтеббе и др. Мн. ансамбли, в т. ч. "Лумумба", "Лес Мпете уампете", выступают в ночных клубах. Широкой известностью пользуется бэнд полиции.
Большое внимание музыке уделяет Радиоцентр Уганды: транслируются концерты традиц. музыки, сохранившейся в более чистом виде у народов луо, бакига, кумам и др.; совр. развлекательная музыка (эти формы развиты главным образом у басога, тезо и др.), хоровая (народа баконго), танцевальная (народа мади) музыка и др.
Важнейший научный и культурный центр страны Ун-т Макерере (осн. в 1922, статус ун-та с 1970), где создан ф-т иск-в (среди преподавателей немало заруб. специалистов; в ун-те учатся студенты из мн. стран Африки). Муз. кадры готовят Нац. колледж по подготовке учителей (под Кампалой), Нац. ин-т работников в области образования (осн. 1964; с кон. 60-х гг. здесь проводятся 11-месячные семинары для преподавателей музыки начальных школ). Муз. предметы преподаются и в ряде др. уч. заведений.
Изучением муз. иск-ва занимаются Департамент нац. музыки, Угандийское об-во (осн. в 1933, издаёт науч. публикации), Нац. музей Уганды, где собрана ценная коллекция нац. муз. инструментов.
Среди исследователей музыки Уганды комп. Дж. Кьягамбидва (автор книги и мн. статей), музыковеды Я. Бансиса, Б. Мубангизи, Е. Семпебва, а также амер. и европ. специалисты по афр. музыке К. П. Уоксмен, Дж. Кубик и др. Ряд музыкантов живёт и работает в Найроби (Кения), культурном и экономическом центре Восточной Африки, в т. ч. Дж. У. Какома (автор музыки Нац. гимна Уганды), Дж. Сенога Заке, Е. О. Задок Адолу.
Расширяются культурные связи Уганды со странами Африки и др. континентов (в т. ч. с СССР). Большое значение имело проведение Фестиваля нац. культуры в Кампале (1976), в к-ром приняли участие лучшие музыканты и танцоры Уганды.
Литература: Wachsmann К. Р., Musicology in Uganda, "Journal of the Royal Anthropological Institute", 1953, v. 83, No 1; eго же, Folk musicians in Uganda, Kampala, 1956; его жe, A study of norms in the tribal music of Uganda, "Ethnomusi-cology", 1957, v. 1, No 11; его же, Experiments in Uganda music, "East African Journal", 1967, v. 3, No 2; eго же, Traditional music in Uganda, в сб.: Creating a wider interest in traditional music, В., 1967; его же, Musical instruments in Kiganda tradition and their place in the East African scene, в кн.: Essays of, music and history in Africa, Evanston, 1971; Tribal crafts of Uganda, pt. 2 The sound instruments, ed. M. Trowell and K. P. Wachsmann, L., 1953; Kyagambiddwa J., African music from the source of the Nile, L., 1956; Кubik G., The structure of Kiganda xylophone music, "African music", 1960, v. 2, No 3; eго жe, Xylophone playing in Southern Uganda, "Journal of the Royal Anthropological Institute", 1964, v. 94, pt. 2; eго жe, Ennanga music, "African music", 1966/67, v. 4, No 1; eго же, Court music in Uganda: recordings of xylophone compositions preserved in the phonogrammarchiv of the Austrian Academy of Sciences, Vienna, "Bulletin of the International committee on urgent antropological and Ethnological research", 1968, No 10; Сооke P., Twenty-four songs, Kampala, 1966; Anderson L. A. M., The miko modal system of Kiganda xylophone music, Los Ang., 1968 (Diss.); Коkоma G. W., Songs from Buganda, L., 1969; Gоurlay K. A., The practice of cueing among the karimojong of North-East Uganda, "Ethnomusicology", 1972, v. 16, No 2; Вitek О., The horn of my love (Songs and dances of Uganda), L., 1974; Thiel P. van, Multi-tribal music of Ankole, Tervuren, 1977; Anderson L., The entenga tuned-drum ensembles, в сб.: Essays for a humanist: an offering to Klaus Wachsmann, Spring Valley (N. Y.), 1977.Дж. К. Михайлов.