Музыкальная энциклопедия - веприк а. м.
Связанные словари
Веприк а. м.
В. создал произв. разных жанров, наиболее значительные в симфоническом. Творчеству В. свойственны эмоциональная напряжённость, нац. характерный тематизм (еврейский, отличающийся яркой орнаментальностью, а также украинский и киргизский), высокое мастерство оркестровки, культура формы, тенденция к миниатюризму, оригинальное претворение традиций А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова. Наряду с А. А. Крейном, М. Ф. Гнесиным и М. А. Мильнером был видным мастером евр. музыки ("Кадиш" вокализ для голоса и фп., "Еврейские песни" 2 на нар. тексты, 2 на сл. И. Фефера и И. Харика; все 1926). Многое в творчестве В. роднит его с Б. Бартоком ("5 маленьких пьес для симф. орк." и др.). В теоретич. трудах и педагогич. практике В. показал зависимость орк. тембров и принципов орк. письма от особенностей муз. стиля и конкретных образных задач; в "Очерках..." дал характеристику развития орк. стилей от И. С. Баха до Д. Д. Шостаковича. Автор статей о С. С. Прокофьеве, Шёнберге, Хиндемите, Э. Кшенеке, Бартоке и др. (в журн. "Музыкальное образование", "Музыка и революция", "Пролетарский музыкант", "СМ").
Сочинения: опера Токтогул (1940, Фрунзе; 2-я опера того же назв., совм. с А. Малдыбаевым, соч. 1949); для орк. и хора Проклятие фашизму (1944), Народ-герой (1955); для оrк. 2 симфонии (1931, 1938), Пляски и песни гетто (1927), Траурная песня (1932) и Песня ликования (1935, обе во 2-й ред. 1958), 5 маленьких пьес для симф. оркестра (1930, 2-я ред. 1957), сюита из оперы Токтогул (1942, 2-я ред. 1958), Пастораль (1946; 2-я ред. 1958), 2 поэмы (1957), Импровизация (1958); камерн. ансамбли сюита для скрипки и фп. (1925), Рапсодия для альта и фп.(1926); для фп. 3 сонаты (1922, 1924, 1928); пьесы для разл. инстр.; песни и романсы; музыка к кинофильму "Последняя ночь" (1936).Литературные сочинения: К вопросу о классовой обусловленности оркестрового письма. О методах преподавания инструментовки, М., 1931; Трактовка инструментов оркестра, М., 1948, 1961; Очерки по вопросам оркестровых стилей, М., 1961.Литература: Альшванг A., О творчестве А. Веприка, "СМ", 1933, No 4; Чулаки М., Книги А. М. Веприка, "СМ", 1962, No 12; Богданов-Березовский В., А. М. Веприк, М. Л., 1964; его же, Композитор и учёный, "СМ", 1969, No 9; Дельсон В., А. М. Веприк, "МЖ", 1969, No 12. В. Ю. Дельсон.