Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - вила лобос э.

Вила лобос э.

(Villa-Lobos) Эйтор (5 III 1887, Рио-де-Жанейро 17 XI 1959, там же) браз. композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, муз.-обществ. деятель. В детстве не получил систематич. муз. образования. Впоследствии занимался у Ф. Браги, Э. Освальда. С 16 лет, путешествуя по стране, изучал быт народа, собирал и записывал браз. муз. фольклор. Одно из ранних его сочинений орк. сюита "Песни сертана" (1909), созданная под впечатлением браз. сертанов (необжитые р-ны страны).

С 1923 В. Л. совершенствовался в Париже. Встречался с М. Равелем, М. де Фальей, С. С. Прокофьевым, композиторами "Шестёрки" и другими музыкантами, оказавшими влияние на его творчество. Он много писал, концертировал (ежегодно выезжал на родину, выступая как дирижёр с исполнением произв. совр. европ. композиторов и собственных). С 1931 В. Л. правительств. уполномоченный по вопросам муз. образования в Бразилии. Во мн. городах Бразилии он основал муз. школы и хор. коллективы. Разработал стройную систему муз. воспитания детей (придавал большое значение хор. пению, считая его фундаментом дальнейшего проф. обучения). В 1942 организовал Нац. консерваторию хор. пения. В 1945 по его инициативе в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки (был её бессменным президентом). В. Л. вёл широкую конц. деятельность, дирижировал на родине, в странах Юж. Америки, в Нью-Йорке, Бостоне, Лондоне, Париже, Риме, Лисабоне и других городах, пропагандируя за рубежом бразильскую музыку.

Произв. В. Л. носят ярко выраженный нац. характер. В творчестве композитора обобщены типичные черты браз. нар. иск-ва: ладовые, интонац., гармонич., ритмич., жанровые. Часто основой его сочинений были популярные нар. песни (модинья, тоада, эмболада), танцы (самба, сиранда, лунду). Партитуры В. Л. наряду с классическими включают нар. инструменты (преим. ударные и шумовые). Один из примеров фольклорной музыки у В. Л. "14 Шоро" (1920-29; шоро пьеса, исполняемая уличным ансамблем того же названия), представляющие собой своеобразную муз. картину Бразилии. В ранний период творчества В. Л. испытал влияние веризма (до нач. 20 в. в Бразилии господствовала итал. опера). Нек-рым сочинениям присущи характерные для веризма мелодраматизм, преувеличенная эмоциональность, аффектация чувств. На творческом развитии композитора отразилось также непродолжит. увлечение музыкой Р. Вагнера (прежде всего его орк. стилем). Но особенно сильно сказалось в творчестве В. Л. воздействие импрессионизма, проявляющееся в декоративной красочности гармонии (обилие хроматизмов, альтерированных аккордов), ажурной оркестровке (пристрастие к камерным составам, к неожиданным тембровым сопоставлениям), изысканной (зачастую трудной для исполнения) фп. фактуре. Сочетание импрессионистской техники с нац. основой характерно для фп. сюиты из 3 циклов "Мир ребёнка" (1918, 1921, 1925) одного из лучших произв. В. Л., и фп. цикла "Сиранды" (1926). В творчестве В. Л. нашли отражение новые веяния европ. музыки (фп. трио No 3, 1918; Трио для гобоя, кларнета и фагота, 1921). Черты неоклассицизма присущи произв. 30-40-х гг. с их своеобразным "необахианством", широким использованием классич. линеарной полифонии. С наибольшей полнотой неоклассицистские принципы воплотились в одном из популярных сочинений В. Л. цикле "Бразильские бахианы" (1930-44). Не прибегая к внешней стилизации, В. Л. трактует муз. формы баховской эпохи "по-бразильски": "Прелюдия" из "Бахианы" No 1 написана в характере нар. лирич. песни модиньи, "Интродукция" имеет подзаголовок "Эмболада" (бразильская шуточная песня-скороговорка), "Хорал" из "Бахианы" No 4 "Песня сертана", "Жига" из "Бахианы" No 7 "Сельская кадриль" и т. п.

Творч. наследие В. Л. (создал более 1000 произв., мн. из них не опубл. и не числятся в каталогах) отличается жанровым разнообразием. Среди сочинений композитора балеты (популярны как в Бразилии, так и за рубежом), оперы, симф., хор., камерно-инстр., вок. музыка и др. Из симф. жанров ему ближе поэма, сюита. Одна из особенностей творчества В. Л. стремление к сюжетности, что находит отражение в его симфониях.

В. Л. принадлежит учебное пособие "Практическое руководство для изучения фольклора" в 6 томах ("Guia Prбtico Estudo Folclorico", 1932) энциклопедия муз.-поэтич. фольклора Бразилии.

Сочинения: оперы Аглая (1909), Элиза (1910), Изат (на материале 2 предыдущих опер, 1913, 2-я ред. 1932), Малазарте (1921, исп. 1948, США), Йерма (Yerma, 1955) и др.; оперетта Мадалена (1947, исп. 1948, Лос-Анджелес); 15 балетов, в т. ч. Амазонки (1927, Париж), Заколдованная птица (Uirapuru, 1917, пост. 1935, Буэнос-Айрес), Танец земли (Danca da terra, 1939, исп. 1943), танц. драма Император Джонс (1955, исп. 1956); для хора оратория Видапура (для хора, солиста, органа, орк. или фп., 1919, исп. 1922), Песнь земли (Canзao da terra, для жен. хора и орк., 1925), месса Св. Себастьян (для хора a cappella), Открытие Бразилии (Descobrimento do Brasil), 4-я сюита (для хора и орк., 1937) и др.; для орк. 12 симфоний (1916-57), в т. ч. No 1, Неожиданность (О impresito, 1916, исп. 1920), No 2, Вознесение (Ascenзгo, 1917, исп. 1944), No 3, Война (A guerra, 1919), No 4, Победа (А vitуria, 1919, исп. 1921), No 5, Мир (A paz, с хором, 1920), No 6, Горы Бразилии (Montanhas do Brasil, 1944, исп. 1950), No 7, Одиссея мира (Odisseia da Paz, 1945, исп. 1949), 2 симфониетты, 18 симф. поэм; для ансамбля инструментов Шоро (14 Chфros, 1920-29, для разл. инструментов, инстр. составов), Бразильские бахианы (Bachianas Brasilieras, 1930-44); концерты (с орк.) 5 для фп. (1945-54), 2 для влч. (1915, 1953), для гитары (1951), для арфы (1953), для губной гармоники (1955); камерно-инстр. ансамбли 17 струн. квартетов (1915-57), фп. квинтет (1916), квинтет для флейты, арфы, скр., альта и влч. (1957), 3 фп. трио (1911-18), 4 сонаты-фантазии для скр. и фп. (1912-23), 3 сонаты для влч. и фп. и др.; для фп. Мир ребёнка (Prole de bebe, сюита из 3 циклов: Семья ребёнка A familia do bebe, 1918; Зверьки Os bichinhos, 1921; Игры Esportes, 1926, не изд.), цикл Сиранды (Cirandenha, 1926) и др.; хоры; произв. для гитары; песни; обр. (в т. ч. песни "Эй, ухнем!", романса "Ночи безумные" Чайковского) и другие.

Литература: Шнеерсон Г., Памяти Вилла-Лобоса, "СМ", 1960, No 3; Пичугин П., Эйтор Вилла-Лобос, там же, 1962, No 5; Эстрелла A., Бразильская музыка, в сб.: Бразилия, М., 1963, с. 351-85; Demanguez S., Villa-Lobos, "RM", 1929, No 10, p. 1-22; Pedrosa M., Villa-Lobos et son peuple, там же, p. 23-28; Rubinstein A., Villa-Lobos vu par A. Rubinstein, там же, р. 93-94; Lange Fr. С., Villa-Lobos, un pedagogo creador, в сб.: Boletin Latino-Americano de Musica, t. 1, Montevideo, 1935; S1onimsky N., Music of Latin America, N. Y., 1945; Fernandez О. L., A contribucao harmonica de Villa-Lobos para a musica Brasiliera, в сб.: Boletin Latino-Americano de Musica, t. 6, R. de Jan., 1946; Meyer-Sarra O., Musica y musicos de Latino-America, II, Mexico, 1947; Mariz V.; Heitor Villa-Lobos, R. de Jan., 1948; его же, Heitor Villa-Lobos Brasilian composer, Gainesville, 1963; Peppercorn L. M., The history of Villa-Lobos's birth-date, "Monthly Musical Record", 1948, No 78; Ta1amon G. O., H. Villa-Lobos, su vida y su obra, B. Aires, 1948; Romero-Marcos, H. Villa-Lobos, в кн.: Compositores de America, datos biograficos y catalogos de sus obras, v. 3, Wash., 1960. р. 1-59.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое вила лобос э.
Значение слова вила лобос э.
Что означает вила лобос э.
Толкование слова вила лобос э.
Определение термина вила лобос э.
vila lobos e. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины