Поиск в словарях
Искать во всех

Китайская философия. Энциклопедический словарь - путь истинного царя

 

Путь истинного царя

BAH ДАО "Путь (совершенного) правителя", "путь (истинного) царя".Понятие традиц. кит., гл. обр. конф. политич. мысли, выражающее идеал гос. управления. Впервые упоминается в "Шу цзине" (6 2 вв. до н.э.), где наделяется такими характеристиками, как "величие и широта", "гладкость и ровность", "правильность и прямизна", лишенность "личных привязанностей и пристрастий", "порочности и односторонности".

Первая составляющая этого терминология, сочетания иероглиф ван (1), обозначавший титул верховного правителя в доимперском Китае (по 3 в. до н.э.). Начертание данного иероглифа три горизонтальные черты, соединенные вертикальной, несет идею медиатора между высшими природными и божеств, началами Небом и Землей (см. Тянь), аккумуляции и распространения их мироустроительных сил на пространство между ними Поднебесную (Тянь ся), понимаемую как социум.

Понятие В.д. корреспондирует с "человеч." аспектом миропорядка (см. Дао) применительно к функциям правителя. Осн. корреляты В.д. термины ван е ("наследие/дело правителя"), да дао ("Великий Путь") и син дао ("продвижение по Пути", "осуществление Учения"). В традиц. конф. историографии ван е выражает идею гл. функции основателя династии, получившего "мандат Неба" (тянь мин, см. Мин (1)) и потому обязанного создавать наследие династии, объемлющее всю Поднебесную, к-рая нуждается в упорядочении посредством благой силы дэ (1) правителя.Термин «да дао» впервые встречается в "Ли цзи" (6 2 вв. до н.э.), где осуществление "Великого Пути" объявляется условием воцарения "долга/справедливости" (и (1)), "выбора (на чиновничьи посты) достойных (сянь) и способных (нэн)", "благонадежности" ("доверия", синь (2)) и "дружелюбия" (му). Понятие «син дао» восходит к "Мэн-цзы" (4-3 вв. до н.э.), где подразумевает деятельное осуществление принципов, соответствующих всеобщему миропорядку и применявшихся "совершенномудрыми" (шэн (1)). Поскольку в ранней конф. мысли "совершенная мудрость" относилась гл. обр. на счет правителей древности, в традиц. историографии закрепилось толкование В.д. как "правильного пути прежних ванов" (сянь ван чжи чжэн лу).Конф. трактовке В.д. противостояла легистская (см. Легизм), выраженная в "Шан цзюнь шу" (4 в. до н.э.), где "путь правителя" (В. (чжи) д.) подразумевал "путь к господству в Поднебесной" с помощью комплекса утилитарных мер, нацеленных на укрепление гос-ва и единоличной власти монарха. Идеологич.

поляризация конфуцианства и легизма проявилась в оппозиционном В.д. понятии "путь деспота" (ба дао). Противопоставление "(совершенного) правителя" (вана) "деспоту (гегемону)" (ба) введено в "Мэн-цзы": если ван "использует благую силу дэ ( 1 ) и осуществляет гуманность (жэнь (2))", то "деспот" "использует силу и пренебрегает гуманностью". В "Сюньцзы" (4 3 вв. до н.э.) даны более развернутые определения вана и "деспота", к-рые выступают как выразители разных, но одинаково необходимых принципов управления: ван "возвышает ритуальную благопристойность (ли (2)), почитает таланты" и "утверждает долг/справедливость", тем самым "овладевая людьми"; "деспот" "делает упор на закон, любит народ" и "утверждает благонадежность", т.о. "овладевая (отношениями) между (людьми), увеличивая мощь (своей) земли и (полностью) овладевая (ею)". Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) предложил единый "путь правителя деспота/гегемона" (ван ба чжи дао), отвергающий конф. принципы управления, осн. на культивировании морали: "просветленный (мин (3)) государь использует (гл.

обр.) силу", "(следует) не использовать благодать/добродетель (монарха), но использовать закон".В последующей конф. политим. мысли понятие "ба дао" употреблялось гл. обр. в отрицательном смысле, как резко оппозиционное В.д., но конкретное содержание понятия В.д. включало интегрированные конфуцианством в эпоху Хань (3 в. до н.э.3 в. н.э.

) легистские политич. идеи (см. Дун Чжуншу, Лу Цзя, Цзя И, Ван Аньши, Ли Гоу). "Мартынов А.С. Представление о природе и мироустроительных функциях власти кит. императоров в офиц. традиции // НАА. 1972. №5; Лапина З.Г. Функционирование механизма традиции и проблема идеалов в политич. мысли средневековья (на материалах трактата Ли Гоу, 1039 г.) // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982; Цыхай (Толковый и энциклопедич. словарь "Море слов"). Шанхай, 1948. С. 889, 989.

Китайская философия. Энциклопедический словарь

2009

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое путь истинного царя
Значение слова путь истинного царя
Что означает путь истинного царя
Толкование слова путь истинного царя
Определение термина путь истинного царя
put istinnogo carya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины