Китайская философия. Энциклопедический словарь - путь истинного единства
Путь истинного единства
ЧЖЭНЪИ (ДАО) "(Путь) Истинного единства"Первое организованное направление религ. даосизма.Согласно даос, преданию, школа Ч. была создана святым Чжан Даолином: в 142 или 145 обожествленный Лао-цзы (Лао-цзюнь) якобы явил ему откровение и назначил его своим наместником на земле с титулом "Небесного наставника" (тяньши).
В роду Чжан этот сан до наст, времени передается по наследству. К кон. 2 в. Ч. представляла собой многочисленную религ. орг-цию, распространившую влияние на значит, часть пров. Сычуань (Юго-Зап. Китай). Ослабление центр, власти в ходе восстания Желтых повязок (184) позволило третьему "Небесному наставнику" Чжан Лу создать на территории совр.
пров. Сычуань независимое теократич. гос-во. В 215 он признал власть Дао Цао, военачальника империи Вост. Хань (25 220), после ее падения основавшего дин. Вэй (220 79). В 3 в. учение Ч. широко распространилось в Сев., а в 4 в. и Южн. Китае. В 12 в. императоры дин. Сун (960-1279) объявили резиденцией "Небесных наставников" гору Лунху-шань (в пров. Цзянси) и предоставили этой территории политич. автономию, фактически просуществовавшую до образования КНР. К 12 13 вв. относится окончательное утверждение названия Ч. в качестве офиц. До этого школа обычно именовалась Тяньши (дао) ("(Путь) Небесных наставников"), а при дин.
Вост. Хань Удоуми (дао) ("(Путь) Пяти мер риса"), поскольку все ее члены платили ритуальный налог в пять мер (доу) риса. После образования КНР в 1949 63-й "Небесный наставник" эмигрировал на Тайвань, где и сейчас находится резиденция его преемника. Ч. оказывает существенное влияние на идеологич. ситуацию на Тайване, особенно в крестьянской среде.
В центре религ. практики этой школы совершение общинных богослужений (цзяо), призванных "обновить" силы природы и способствовать процветанию общины верующих. Ритуалы Ч. имеют сложный символич. характер. Для ее учения характерна подробная разработанность религ. космологии. Доктрина Ч. изложена в четвертом (дополнит.) разд. собр. даос, текстов "Дао цзан": "Чжэнъи бу".**Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. С. 261 67; Торчинов Е.А. Даос, утопия в Китае на р-же древности и средневековья (II VI вв.) // Кит. социальные утопии. М., 1987; Его же. Даосизм. СПб., 1993. С. 161 172 и др.; Stein R. Remarques sur le mouvements du tao'isme politico-religieux du II-е siecle ap. J.C. // T'P., 1977. Vol. 63. №1; Schipper JCM. The Taoist Body // HR. 1978. Vol. 17. №3 4; id. Vernacular and Classical Ritual in Taoism // Journal of Asian Studies. 1985. Vol. 45.Е.А. ТорчиновКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.