Китайская философия. Энциклопедический словарь - путь пронзающий единым
Путь пронзающий единым
ИГУАНЬ ДАО "Путь, пронзающий Единым" крупнейшее в Китае и, вероятно, в мире сектантское объединение новейшего времени.Широко распространено в ряде стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Известно также под назв. Чжунхуа даодэ цзышаньхуэй ("Кит. об-во морали, добродетели и милосердия"). Назв., восходящее к фразе Конфуция "Мой путь пронзать Единым", подразумевает непрерывную передачу мистич. духовного учения первомудрецов через каналы И.д. На Тайване известно как Тянь дао "Небесный путь" и Я дань цзяо "Учение утиных яиц", что связано с отказом последователей И.
д. от мясной пищи.И.д. многое взяло из доктрины Белого Лотоса (см. Байлянь цзяо) и вышло из секты Дунчжэньтан ("Зал раскатов грома с Востока"), к-рой в нач. 20 в. руководил Лу Чжунъи, называвший себя "спустившимся с небес буддой Майтреей". Он и ввел в оборот назв. И.д. Власти считали об-во "еретич.", проповедовавшим "поклонение злым духам".
Лу не приобрел большого числа последователей. Собственно история И.д. начинается с деятельности преемника Лу Чжунъи Чжан Гуанби (Чжан Тяньжань "Чжан Небесная Естественность"), к-рый назвал себя пер-вопатриархом (шицзун). В 30-е гг. он сумел привлечь к себе немало последователей в Центр., Сев. и Южн. Китае.Гоминьдановские власти официально И.
д. не признали, но активно не преследовали. В нач. 40-х гг., увидев в И.д. немалую социальную силу, к нему обратился глава прояпонского марионеточного прав-ва Ван Цзинвэй: Чжан Гуанби занял пост советника по иностр. связям в прав-ве. Благодаря поддержке прав-ва Ван Цзинвэя и япон. оккупац. властей И.д. стремительно распространилось на Севере и Севере-Востоке Китая, приняв назв.
"Кит. об-во морали, добродетели и милосердия". После смерти Чжан Гуанби (1947) об-во разделилось на несколько направлений и сект.Основа доктрины И.д.идея религ. синкретизма, выраженная в формуле: "Поклоняясь Небу, объединяем пять учений воедино". "Пять учений"конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и ислам, причем предписывается поклонение всем их богам и духам одновременно. Однако в большинстве орг-ций И.д. превалирует буд. литургика.Единство "пяти учений" обосновывается в концепции "преемственности Пути", или "передачи дао" (дао тун). Согласно ей, духовное учение И.д. "передавалось древними мудрецами" еще в эру Синего солнца (о "трех эпохах", или "трех эрах", см. Се цзяо). Первыми носителями мудрости "Небесного пути" на земле стали "три императора и пять правителей": мифич. герои Фуси, Шэньнун и Хуан-ди, а затем "совершенномудрые" (см. Шэн (1)) Яо, Шунь, Юй, Тан, Вэнь-ван. В нач. следующей эры Красного солнца первым носителем Пути стал Лао-цзы, затем Конфуций, его ученик Янь Юань (1), Цзы Сы и, наконец, Мэн-цзы.После него "Путь" перекочевал в Индию к Будде и вернулся в Китай вместе с 28-м патриархом буддизма Бодхидхармой. Он открыл чань-буд. этап передачи "Пути", унаследованного чаньскими учителями Ху-эйкэ, Сэнсанем, Даосинем, Хунтяо, Хуэй-нэном. Патриархами в цепи передачи "Пути" считается Ван Цзюэи основатель секты Дунчжэньтан, а также Чжан Гуанби.
По учению И.д., "небесные формы" на Земле имеют свои эквиваленты. Все во Вселенной состоит из трех компонентов: ли (1) ("принципа"), ци (1) (первоэнергии -"пневмы") и сян (1) ("образов"). Для человека сян (1)-его физич. тело, ци (1)-его дыхание, ли (1)-внутр. природа. Развертывание мировых трансформаций проходит три стадии: сначала активизируются "Небеса ли", затем "Небеса ци" и наконец "Небеса сян". "Принцип" объективируется как тело "природы будды" и "Нерожденной Праматери", являясь истоком всего сущего. Ци (1)-это проявление "Великого предела" (тай цзи) и взаимопереходов инь ян, "образы" вещи обыденного мира. Верховным божеством И.д. является "Нерожденная Праматерь" (Ушэн Лаому), к-рая может иногда персонифицироваться, но чаще определяется как символич. сущность "Беспредельного" (у цзи, см.Тай цзи). Так же широко почитаются богиня Гуаньинь, даос, святой Люй Дунбинь, Конфуций, Лао-цзы, божество Гуаньюй, полководец 10 в. Юэ Фэй, Иисус Христос, Мухаммед и Чжан Гуанби. "Нерожденная Праматерь" заботится о спасении людей, заплутавших в "мире желаний". Часть из них уже спасена, остальные смогут спастись, вступив в И.д.В И.д. сохраняется жесткий отбор вступающих, существует сложная иерархич.
система. Инициация состоит в открытии неофиту "трех драгоценностей": первая особая позиция рук, символизирующая всеединство мира; вторая местоположение "сокровенной заставы", точки в середине лба, к-рую активизирует своим прикосновением учитель и откуда душа после смерти должна вознестись в чертог "Нерожденной Праматери"; третья звучание и мистич.значение формулы У тай Милэфо "Недостижимо Великий будда Майтрея". Последователи И.д. должны соблюдать ряд предписаний, в части, "очищать свои речи", "соблюдать чистоту души", "дисциплинировать телесные желания" и т.п.Осн. формой коллективной религ. практики И.д. является сложный комплекс общих собраний, каждое из к-рых соответствует определенной ступени.
Здесь же адепты должны являть доказательства обретения сверхчеловеч. способностей.И.д. официально действует почти по всей Юго-Вост. Азии, располагает большими молитвенными домами, даже крупными промышленными и пищевыми производствами. На Тайване в 1987 И.д. получило офиц. признание и насчитывало к 1990 ок. 800 тыс. членов. В КНР было объявлено об окончательной ликвидации И.
д. в сер. 50-х гг., однако и в нач. 90-х гг. из зафиксированных случаев деятельности тайных об-в '/з приходилась на И.д.Доктрина И.д. существенно повлияла на идеологию практически всех кит. сектантских объединений новейшего времени. И.д. также играет большую роль в процессе ассимиляции китайцев за р-жом и поддержании их связей с материковым Китаем.
**Ли Шиюй. Сяньцзай Хуабэй мими цзунцзяо (Тайные религ. учения на севере Китая). Чэнду, 1948. С. 1 8; Ли Итуань. Шэхуэй бяньхуа юй цзунцзяо гунъи (Социальные изменения и религ. верования) // Чжукьян яньцзююань миньцзу яньцзюсо цзикан. Тайбэй, 1984. С. 19 22; Фаньдун хуэйдаомэнь цзяньцзе (Краткий обзор реакционных тайных сект). Пекин, 1985. С. 1 13; Groothers W.
Une societe secrete modenie I-kuan-tao // Folklor Studies. 1946. №3.А. А. МасловКитайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.