Китайская философия. Энциклопедический словарь - учение хуан-ди - лао-цзы
Учение хуан-ди - лао-цзы
ХУАН(-ДИ) ЛАО(-ЦЗЫ) УЧЕНИЕ Хуан Лао сюэ пайОдно из ранних направлений даосизма, делавшее выводы политич. характера из учения об управлении на основе "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)), представленного в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.). Оформилось в 3 в. до н.э. в "академии" Цзися. К его представителям в "Ши цзи" (2 1 вв. до н.э.) причисляются Шэнь Дао, Тянь Лянь, Цзе-цзы и Хуань Юань. Происхождение учения Хуан Лао связано с магами-фанши из царства Ци, а сама доктрина соприкасалась с учением о "святых" бессмертных" (шэнь сянь, см. Сянь сюэ). Соединение имен мифич. императора Хуан-ди и мудреца Лао-цзы подчеркивает их комплиментарность (император оказывается как бы орудием мудреца для осуществления совершенного правления). При дин. Ранняя Хань (206 8 до н.э.) последователи доктрины Хуан Лао рассматривали "Дао дэ цзин" как руководство по восстановлению совершенного правления Хуан-ди. В поздних текстах эпохи Хань (1 3 вв. н.э.) сочетание Хуан Лао означает уже не эллипсис от Хуан-ди и Лао-цзы, а самого Лао-цзы.**Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 156, 168, 170; Wright A.F. A Historian's Reflections on the Taoist Tradition // HR. 1969/70. Vol. 9. №2 3.По материалам Е.А. Торчинова
Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009
.