Китайская философия. Энциклопедический словарь - учение о сокровенном
Учение о сокровенном
СЮАНЬ СЮЭ "Учение о сокровенном".Филос. школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 4 вв.). В совр. синологии С.с. часто называют "неодасизмом" (neo-taoism(e)), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос, филос. классике. Вместе с тем С.с. нельзя рассматривать как простое возрождение раннедаос. философии, поскольку, с одной стороны, она продолжала развиваться представителями собственно даосизма, а с другой для мыслителей С.с. характерны не только даос., но и конф. терминология и проблематика. Последнее обстоятельство позволяет характеризовать С.с. как реакцию на бюрократизированное конфуцианство эпохи Хань (3 в. до н.э.нач. 3 в. н.э.), лишившееся идеологич. монополии и интеллектуальной привлекательности после падения единой империи, в условиях политич. нестабильности.Осн. соч. представителей С.с. написаны в форме коммент. к классич. конф. ("Чжоу и") и даос. ("Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы") текстам. Философии С.с. свойственно особое внимание к онтология, проблематике, к-рая в значит, степени обособляется от космологич. представлений. Важнейшие проблемы С.с. соотношение "небытия/отсутствия" (у (1)) и "бытия/наличия" (ю, см. Ю у), субстанции ("телесной основы" -ти (1), см. Ти юн) и ее функциональных "проявлений" (юн (2)), "Единого" (и (2)) и "многого" (до). В С.с. традиционно выделяют два направления философию "отсутствия" (чун у, "упор на отсутствие") и философию "наличия" (чун ю, "упор на наличие"). Первое из них представлено прежде всего именами Ван Би (3 в.) и Хэ Яня (кон. 2 Зв.), второе Сян Сю (3 в.) и Го Сяна (3 нач. 4 в.).Согласно философии "отсутствия", субстанциальной первоосновой мира является некое неоформленное и чувственно не воспринимаемое потенциальное бытие "небытие/отсутствие". Оно характеризуется как абс. простая и единая субстанция, первичная по отношению к множественному миру "тьмы вещей" (вань у). Последний в качестве "бытия/наличия" рассматривается как функциональное и акцидентальное "проявление" "отсутствия", вторичное и производное от нее бытие. "Совершенный мудрец" (см. Шэн (1)) стремится к интуитивному постижению субстанциальной основы мира и единению с ней, что квалифицируется как "возвращение к основе" (фань бэнь), обретение "естественности" (цзы жанъ), "недеяние" (у вэй (1), см. Вэй (1)) и "просветления" (мин (3)). "Совершенный мудрец" "воплощает в себе отсутствие" (ти у), что делает его способным к управлению Поднебесной на основе истинного знания.Философия "наличия", напротив, признает существование только конкр. множества оформленных "вещей" (у (3)), "бытия/наличия". Тезис о порождении "наличия" из "отсутствия" (ю шэн юй у) трактуется в том смысле, что "вещи" порождаются из самих "вещей", а не из какой-либо иной, внешней для них сущности. Соответственно "вещи" рассматриваются в качестве окончательных и неизменных по своей природе самостоятельных сущностей (цзы син, цзы дэ). Все закономерности функционирования и изменения "вещей" имманентны самим "вещам". Из данного положения следует отрицание существования какой-либо субстанции, отличной от "вещей". Вместе с тем мир рассматривается в качестве не простой их совокупности, а упорядоченного, структурированного множества, т.е. как целое, конкр. единство сущего. "Совершенный мудрец" способен к постижению сущности "вещей", к следованию своей собств. природе,согласованному с природой др. "вещей", что делает его способным к управлению на основе "естественности", "недеяния" и "безустановочности" (у синь).Мыслители С.с. принадлежали большей частью к аристократич. элите, что отразилось на социальном аспекте их философии. В целом они признавали сакральный статус монарха, в качестве идеального прообраза к-рого в духе конф. доктрин рассматривали "совершенного мудреца". Элементы социального протеста в их учениях объясняются идейной и социальной оппозицией по отношению к служилой конф. бюрократии и конкретной обществ.-политич. ситуацией, связанной с выдвижением враждебных им аристократич. "сильных домов". Развернутое обоснование социального компромисса принадлежит Го Сяну, считавшему необходимым совмещать гос. службу с даос, идеалом созерцательной жизни. Философия С.с. сыграла роль посредника между традиц. кит. культурой и буддизмом, предоставляя переводчикам буд. текстов как терминологич. инструментарий, так и концепции, в рамках к-рых буд. учение осмыслялось в Китае на первом этапе своего распространения. Воздействие С.с. во многом обусловило интерпретацию ряда буд. понятий, а также содержание и характер таких явлений духовной жизни интеллектуальной и артистич. элиты Китая 3 5 вв., как мировоззрение "ветра и потока" (фэн лю), "чистые беседы" (цин тань) и др. Влияние С.с. прослеживается в творчестве крупных поэтов и художников, напр. Се Линъюня и Гу Кайчжи (4 -5 вв.).Ряд интерпретаций философами С.с. категорий классич. кит. философии сыграл заметную роль в ее дальнейшем развитии.**Малявин В.В. Горизонты даосизма: философия, психология, поэзия // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975; Его же. Жуань Цзи. М., 1978; Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980; Его же. Под знаком "ветра и потока". М., 1983; Тан Юнтун. Вэй Цзинь С.с. луньгао (Очерк С.с. пер. Вэй и Цзинь). Пекин, 1957, 1962; Mother R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during the Six Dynasties // HR. 1969 70. Vol. 9. №2 3. См. также лит-ру к ст. Ван Би, Го Сян.Е.А. ТорчиновСЮАНЬЦЗАН
Чэнь И, прозв. Саньцзан фаши ("наставник Трипитаки"), Тансэн ("Танский монах").600 (или 602), Гоуши окр. Лочжоу (совр. Гоушичжэнь окр. Яньши пров. Хэнань),664.Буд. наставник высшего ранга, проповедник, переводчик буд. текстов на кит. яз., один из основоположников Вэйши школы. В возрасте 15 (или 13) лет стал послушником монастыря Цзинтусы в Чанъане, в 23(21 )-летнем возрасте принял постриг в Чэнду. Был странствующим монахом, учился у разных наставников. В 629 (627) начал паломничество в Индию через Синьцзян, Ср. Азию и Гиндукуш, добрался до известного буд. центра в Сев. Индии монастыря Наланда, где изучал санскрит и буд. лит-ру. Совершил путешествие в Южн. Индию, Непал и Ассам, посещая знаменитых буд. наставников, четырежды участвовал в крупных дискуссиях между инд. и зарубеж. приверженцами различных направлений буддизма, оспаривая положения хинаяны. В 645 вернулся в Чанъань, привезя значительное число (по одной из версий 657) буд. соч. Перевел вместе с учениками на кит. яз. 75 крупных буд. трактатов общим объемом 1335 цзюаней ("свитков"), в т.ч. "Да божо цзин" ("Махапраджня (парамита) сутра" "Сутра о великой праджня (парамите)")-свод из 16 соч.; "Юйцзя ши ди лунь" ("Йога да-шабхумика шастра" "Шастра о ступенях (просветления) учителей йогачары")соч. из 100 свитков, приписываемое полулегендарному монаху Матрейе (3 4 вв.), но, возможно, написанное его учеником Асангхой; "Цзе шэнь ми цзин" ("Сандхи нирмокана сутра" "Сутра о понимании глубокой тайны"); "Цзюйшэ лунь" ("Рассуждения о Коше")перевод трактата инд. мыслителя Васубандху (5 в.) "Абхидхарма-коша" ("Вместилище Абхидхармы") и др. С. принадлежит также один из основополагающих трактатов школы Вэйши "Чэн вэй ши лунь" ("Рассуждения о достижении (понимания) только сознания"), компиляция десяти инд. комментариев на трактат Васубандху "Тримишка виджняпти карика" ("Тридцать стихов-рассуждений о только сознании"). Его переводы на санскрит "Лао-цзы" ("Дао дэ цзин") и "Да чэн ци синь лунь" (санскр. оригинал тогда уже был утерян) имели хождение в Индии. Составил описание 128 гос-в и владений, по к-рым проходило его путешествие, "Дай Тан си юй цзи" ("Записки о крае к западу от Великой Тан"), ставшее ценным источником по историч. географии и собственно истории Индии, Непала, Пакистана и Бангладеш. Развивая традицию инд. мыслителя Дхармапалы (1 в.), выделял алайя-виджняну ("сознание-сокровищницу") из др. видов сознания: она продуцирует феноменальный мир, к-рый воспринимается остальными шестью видами сознания (см. Вэйши школа). Предложил учение об алайя-виджняне как о хранилище "семян" причинных факторов возникновения т.н. "дхарм, подверженных бытию" (см. Фа (1), п. 2). Подразделял "семена" на универсальные, присутствующие в сознании всех живых существ, обусловливающие одинаковые проявления и восприятия (благодаря им, напр., люди более или менее одинаково воспринимают горы, леса, реки и т.п.), и индивидуальные, присущие алайя-виджняне отд. живого существа и обусловливающие индивид, восприятия и оценки. Наиболее известным учеником С. был Куйцзи. Для обучения у С. специально присылали буд. монахов правители Японии и гос-в Корейского п-ова. Широкая известность сделала С. героем фольклора и лит. персонажем: напр., ему посвящены известная пьеса У Чаплина (14 в.) "Тан Саньцзан Си тянь цюй цзин" ("Танский "наставник Трипитаки" добывает сутры на Западе"), роман У Чэнъэня (16 в.) "Си ю цзи" ("Путешествие на Запад"). "Самозванцева Н.В. Древнеинд. легенда в передаче С. // История и культура Вост. и Юго-Вост. Азии. Ч. 1. М., 1986; Розенбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.Хэ Чэнсюань
Китайская философия. Энциклопедический словарь
2009