Энциклопедия эпистемологии и философии науки - лаборатория
Лаборатория
Во второй половине 20 в. в контексте антропологии науки, или микросоциологии. (К. Кнорр-Цетина, Б. Латур, С. Вулгар), позиция исследователей меняется. Доминирующей становится идея социального конструирования научного знания; социология претендует на решение проблем, традиционно принадлежавших философии науки. Отсюда и соответствующий взгляд на Л. Не существует никакой рациональности, специфичной именно для научной деятельности, утверждают социологи, и нет никакой разницы между научным и повседневным рассуждением. Ученый — это практический мыслитель, и противоположность социального и когнитивного в его деятельности стирается. Отвергается традиционное представление о том, что ученый изучает природу. Реальность, с которой имеют дело ученые, в значительной степени предварительно переконструирована, а то и полностью воссоздана человеком. Соответственно меняется и взгляд на Л. В ней нет природы, Л. — это скопление инструментов, приборов, химической посуды, экспериментального материала. Поскольку результаты научной деятельности несут на себе печать индивидуальных, случайных особенностей познавательного процесса, ставится под вопрос возможность их воспроизведения в др. Л.
Коль скоро в Л. нет природы, утверждает Кнорр-Цетина, то нет, соответственно, и истины. Язык ученых содержит многочисленные высказывания относительно того, что является истинным и что таковым не является. Но эти высказывания ничем не отличаются от нашего повседневного использования слова «истинный» и имеют мало общего с эпистемологическим понятием истины. Если и существует стимул, который может побудить ученых в Л. к деятельности, то это их стремление заставить вещи «работать», что связано с желанием добиться, скорее,успеха, чем истины. В Л. не следует проводить жесткое разделение между учеными и неучеными; здесь доминирующими являются не профессиональные, а социальные связи. Именно поэтому, считает Кнорр-Цетина, более плодотворным является понятие научной Л., а не научного сообщества.
В научном познании присутствуют два полюса: познающий субъект и предмет его деятельности. К середине 20 в. развитие позитивистского понимания науки в лице логического позитивизма привело к устранению из концепций науки не только субъекта, но и предмета: наука — это язык и ничего более. В конце 20 в. социологические интерпретации науки, в которых все внимание сконцентрировано именно на субъекте, несмотря на всю, вроде бы, их противоположность позитивизму, пришли к аналогичному выводу. Устранение из концепций науки на этот раз предмета изучения, природы как независимой от человека, приводит в конце концов к устранению и субъекта: в лаборатории нет разницы между ученым и неученым, субъект-предметное отношение перестает играть свою первостепенную роль.
Л.А. Маркова
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009