Энциклопедия эпистемологии и философии науки - логическое построение мира
Логическое построение мира
«ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИРА» («Derlogische Aufbau der Welt») — первое крупное философское произведение Р. Карнапа, в котором заложены основы исследовательской программы Венского кружка и всего логического позитивизма в целом. Издано в 1928 в Берлине. Основную задачу в этой работе Карнап видит в том, чтобы осуществить сведение всего массива знания к его эмпирическому базису, продемонстрировав тем самым единство науки. Книга включает три основные части: разработку «конструкционной» методологии феноменалистического анализа, использование этой методологии для рациональной реконструкции имеющегося знания и, наконец, применение полученных результатов для решения ряда философских проблем (психофизического дуализма, реальности и т.п.). Конструкционная методология заключается в построении многоуровневой структуры понятий, связанных между собой цепями определений таким образом, что понятие а считается сводимым к понятиям Ъ и с, если можно перевести все предложения, в которых встречается а, в предложения, в которых встречаются только b и с. Возможность использования ресурсов символической логики для подобной реконструкции знания, а, главное, для описания «сырого материала» опыта, обосновывается Карнапом тем, что наука имеет дело с описанием не содержания опыта, а лишь его структурных свойств, допускающих формальное представление в логических символах. Различным уровням конструкционной системы соответствуют различные типы или сферы объектов: индивидуальные психические процессы и состояния, физические вещи, сознания др. людей, объекты социокультурной сферы (государство, обычаи, религия и т.п.). Все они упорядочиваются согласно критерию эпистемической первичности: объект является эпистемически первичным по отношению к др. объекту, если этот др. объект познается через него; напр., физические вещи познаются через восприятия. В результате базисом системы, к которому сводятся все остальные объекты, оказываются элементы индивидуального опыта. Определяя этот базис как «солипсический», а свою позицию — как «методологический солипсизм», Карнап подчеркивает, что выбор базиса — это вопрос методологии, а не метафизики, поэтому возможны и иные решения. В соответствии с разработанной методологией, Карнап затем предлагает вариант построения конструкционной системы, подробно и строго формально определяя ее нижние уровни, а верхним давая лишь неформальное описание в общих чертах. С помощью отношения «сходства в памяти» и логико-математических понятий Карнап определяет базисные элементы системы, которые он трактует как своего рода «сечения» потока восприятий и из которых, через описание их структурных отношений, строит ингредиенты, обычно усматриваемые нами в опыте (цвета и др. качества), а затем демонстрирует, как из последних составляются «вещи». Таким образом, Карнап не только предложил общую методологию «логического построения мира», но и сформулировал определения для значительного числа понятий, что ставит «Л. п. м.» в ряд выдающихся произведений по философии эмпиризма.
Л. Б. Макеева
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое логическое построение мира
Значение слова логическое построение мира
Что означает логическое построение мира
Толкование слова логическое построение мира
Определение термина логическое построение мира
logicheskoe postroenie mira это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):