Энциклопедия эпистемологии и философии науки - логика научного открытия
Логика научного открытия
В конце 50-х гг. 20 в., когда вышла в свет книга Поппера, в эпистемологии все еще господствовала концепция логического эмпиризма, хотя внутренние трудности этой концепции и внешняя критика уже в значительной мере подорвали доверие к ней. Книга Поппера посвящена, главным образом, критике основоположений логического эмпиризма и изложению собственных взглядов на эпистемологические проблемы. В ней Поппер заложил основы новой методологической концепции, получившей название «фальсификационизм», или «критический рационализм».
В отличие от логических эмпиристов, которые свою основную задачу видели в эмпирическом обосновании научного знания, Поппер своей исходной проблемой считает проблему демаркации: «Проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, а также "метафизическими" системами, с другой, я называю проблемой демаркации» (Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004. С. 30). Отличительную особенность науки логические эмпиристы видели в том, что научные утверждения сводимы к чувственному опыту или выводимы из него. Как первое, так и второе невозможно. Поппер же отличительную особенность научных утверждений и теорий усматривает в том, что они способны опровергаться (фальсифицироваться) опытом: «Эмпирическая система должна допускать опровержение опытом» (Там же. С. 38). Все, что в принципе не может быть опровергнуто опытом, экспериментом, лежит за пределами эмпирической науки. Ясно, что за пределами науки оказывается и философия. Правда, в отличие от логических позитивистов, Поппер вовсе не считает ее бессмысленной: философия не является эмпирической наукой, однако ее концепции и утверждения осмысленны; более того, они оказывали и продолжают оказывать плодотворное стимулирующее воздействие на развитие научного познания.
Из положения о том, что критерием научности является фальсифицируемость, следует, что все научные утверждения и теории являются не более чем рискованными предположениями, гипотезами, которые рано или поздно будут опровергнуты. Абсолютная достоверность в науке недостижима; единственное, что мы можем сделать, — это обнаружить ложность принятых в настоящий момент теорий, с тем чтобы заменить их новыми теориями. На место абсолютно достоверных протокольных предложений логических эмпиристов Поппер ставит так называемые базисные предложения — единичные предложения, говорящие о чувственно воспринимаемых вещах: «Здесь сейчас стоит стол», «Это яблоко красное» и т.п. Поскольку такого рода предложения включают в себя универсалии (общие понятия), они также являются лишь гипотезами, которые могут оказаться ошибочными. Теория может быть представлена в виде набора общих предложений (законов), утверждающих или отрицающих наличие в реальности определенных объектов, их свойств или связей. Общее утверждение вида «В с е птицы умеют летать» можно представить как запрещающее существование определенных объектов, в данном случае — нелетающих птиц. Таким образом, всю совокупность возможных базисных предложений теория разделяет на два класса — на те базисные предложения, которые она разрешает, и те, которые она запрещает. Класс базисных предложений, запрещаемых теорией, Поппер называет классом «возможных фальсификаторов» теории. Если оказывается, что запрещаемое теорией базисное предложение истинно, то теория считается фальсифицированной. Напр., если мы однажды встретим пингвина, существование которого запрещается нашим общим утверждением, то мы будем вынуждены счесть это утверждение опровергнутым и ложным.
Наука решает встающие перед ней проблемы, создавая теории. С точки зрения Поппера, после создания теории ученые, осознавая ее гипотетический характер, стремятся как можно быстрее фальсифицировать ее и заменить др. теорией. Поэтому развитие науки состоит из выдвижения смелых гипотез, попыток их опровергнуть и заменить новыми, еще более смелыми гипотезами. Фальсификационизм Поппера оказал большое влияние на философию науки, содействовал окончательному крушению логического позитивизма и получил дальнейшее развитие в трудах учеников и соратников Поппера — И. Лакатоса, Дж. Агасси, Дж. Уоткинса и др.
А.Л. Никифоров
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009