Энциклопедия эпистемологии и философии науки - львовско-варшавская школа
Львовско-варшавская школа
Важнейшим средством достижения этих целей считался логический анализ языка науки и философии, способствующий устранению неточностей и двусмысленностей, которыми, как полагали представители школы, питаются спекулятивно-иррационалистические философские концепции. Л.-В. ш. внесла значительный вклад в философию языка, в теорию множеств, логическую семантику и семиотику, в модальную и многозначную логику, в разработку «неклассических» систем математической логики (таковы, напр., системы Ст. Лесьневского); представителям школы принадлежат ценные металогические, метаматематические и методологические исследования (теория индукции, строение и функции научной теории, разработка аксиоматического метода: теория вероятностей, принципы построения иерархии формализованных языков, доказательства важнейших теорем о полноте и разрешимости для ряда исчислений), ряд фундаментальных работ по психологии, социологии, науковедению, истории философии, эстетики и логики.
Философские воззрения представителей школы не были однородными. Для большинства из них характерна ориентация на логико-аналитические методы, на скептицизм по отношению к традиционной (доанали-тической) философии, идея «демаркационизма» (очищения языка науки и философии от «псевдопонятий» и связанных с ними «псевдопроблем» мировоззренческого плана). Стремление к эмпирическому обоснованию научного знания сближало Л.-В. ш. с логическим эмпиризмом. Вместе с тем основные представители Л.-В. ш. (К. Айдукевич, Т. Котарбиньский и др.) не признавали «догматического эмпиризма», рассматривая теоретические компоненты научных теорий как их необходимую часть. Значительную роль в общей структуре философских воззрений школы играли идеи материалистического номинализма (Т. Котарбиньский, Ст. Лесьнев-ский, 3. Завирский, С. Балей и др.), феноменологическая теория познания (Р. Ингарден, Л. Блауштайн), неотомистская концепция истины (Я. Саламуха, Ф. Климке), идеи методологического конвенционализма (К. Айдуке-вич). На онтологические воззрения представителей школы оказали влияние идеи Ф. Брентано (общая теория предметов); одним из важнейших направлений логических исследований было построение «формальной онтологии» (Ст. Лесьневский).
Л.-В. ш. явила собой редкий феномен духовного единства людей интеллектуального труда, имеющих различные философские и научные ориентации, религиозные убеждения, политические пристрастия. Это позволило школе сыграть значительную роль в польск. науке и культуре первой половины 20 в., выдвинуть польск. философию, логику и математику на видное место в мировой науке, создать устойчивую традицию и стиль философских исследований, образования и коммуникации в философском научном сообществе. Школа распалась в 1939 с началом Второй мировой войны. Некоторые представители школы погибли, др. эмигрировали. После войны часть представителей школы активно участвовала в культурном возрождении страны, в развитии польск. высшей школы. Столетний юбилей школы, отмечавшийся мировым философским сообществом в 1995-м, показал, что идеи, разработанные школой, остаются актуальными в современной философии, логике и математике, что традиции школы продолжают жить, став достоянием не только польской, но и общечеловеческой культуры.
В.Н. Порус
Лит.: Котарбиньский Т. Избранные произведения. М., 1963; Твардовский К. Логико-философские и психологические исследования. М., 1997; Берников М.Н. Методологический анализ кризиса философского идеализма (На материалах польской философии конца 19 — первой трети 20 в.в), Киев, 1978; Васюков В.Л. Две парадигмы в рамках одной школы // Философия науки. Вып. 2. Гносеологические и логико-методологические проблемы. М., 1996; Zamecki S. Koncepcja nauki w szkole lwowsko-warszawskiej. Wroclaw, 1977; Wolenski J. Filozoficzna szkola lwowsko-warszawska. Warszawa, 1985; Wolenski J. Logic and Philosophy in the Lwow-Warsaw school. Dordrecht etc., 1989.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009