Энциклопедия эпистемологии и философии науки - о различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
Начинается работа с описания места обитания малай ских племен — культурного мира великого архипелага затем излагается общая теория изыскания, предмет, об щий взгляд на развитие человечества, «действие неза урядной духовной силы» — цивилизация, культура, образование, взаимодействие между индивидами и нациями. Далее автор осуществляет «переход к ближайшему рассмотрению языка» и исследует форму, природу и свойства языка вообще. Подробно рассматриваются такие конкретные характеристики языков, как звуковая систе ма, внутренняя форма, языковая практика, средства обо значения словесного единства, различие и характер язы ков, акты самостоятельного полагания в языках.
Основные идеи работы, оказавшие влияние не тольк на изучение природы языка, но и на развитие всей евро пейской гуманитарной культуры, состоят в следующем. Впервые был поставлен вопрос не столько об отношении языка к речи, сколько о более широком его отношении к деятельности мышления и чувственного восприятия Язык в работе Гумбольдта предстает не как продукт дея тельности, но как «созидающий процесс», создаваемо народом орудие человеческой деятельности, позволяю щее ему «свободно развернуться из своих глубин», об рести нечто реальное, новое и высшее, достигая этого н путях поэтического творчества и философских предви дений, и в свою очередь оказать обратное воздействие н язык. «Язык есть как бы внешнее проявление духа наро дов: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык и трудно представить себе что-либо более тождествен ное». Это не мертвый продукт (Erzeugtes), но созидающи" процесс (Erzeugung), «язык есть не продукт деятельное-(Ergon), а деятельность (Energeia)». Он функционирует н только для обозначения предметов и как средство обще ния, но тесно связан с внутренней духовной деятельно стью. «Язык представляет собой постоянно возобнов ляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы еде лать артикулируемый звук пригодным для выражени мысли». По разрозненным элементам нельзя познать то что есть высшего и тончайшего в языке; это выявляете только во всей совокупности актов речевой деятельности и улавливается только в связной речи, в акте ее реальног порождения. «Расчленение языка на слова и правила это лишь мертвый продукт научного анализа», «быти духа вообще может мыслиться только в деятельност и в качестве таковой». Язык и интеллектуальная деятель ность потому составляют единое целое, что последняя глубоко внутренняя и проходящая в известном смысл бесследно, материализуется в речи и становится доступной для чувственного восприятия.
Другой важный вопрос, обсуждаемый уже не один десяток лет, — связь мышления с языком. Гумбольдт не отдавал приоритета мышлению, обосновывая объективное равновесие между ними. «Ни один из видов представлений не образуется только как чистое восприятие заранее данного предмета». Именно при посредстве языка в восприятии осуществляется связь деятельности органов чувств с «внутренним процессом деятельности духа», и такая субъективная деятельность создает в мышлении объект. Затем «представление объективируется, не отрываясь в то же время от субъекта, и весь этот процесс возможен только благодаря языку». Не только в общении людей друг с другом можно утверждать, что язык есть обязательная предпосылка мышления, но и в условиях полной изоляции человека. В каждом человеке живет стремление под действием внешних и внутренних сил «порождать язык, и притом так, чтобы каждый человек был понят другими людьми». Гумбольдт осознавал, что наступает эпоха образования, науки, и этот момент не может не оказать воздействия на язык. Благодаря научной обработке язык достигает строгости в разграничении и фиксировании понятий, а также приобретает критерий для оценки различных единиц языка. Язык должен подчиниться, слиться с мыслью, сопутствовать ей и отражать ее. В. Гумбольдт разработал сравнительное языковедение, новый метод изучения языка в единстве с мышлением и культурой и тем самым создал лингвистический фундамент для объединения наук о культуре, развития гуманитарной эпистемологии. Для нее значима и концепция истины, рассмотренная в данной работе, как и в ряде других исследований, в контексте теории сравнительного языкознания. Гумбольдт полагал, что «языки являются не только средством выражения уже познанной истины, но и, более того, средством открытия истины ранее неизвестной», различия между которыми — это несовпадение «самих мировйдений». Современна и мысль о том, что «основа познания истины и ее достоверности заложена в самом человеке», хотя опасности заблуждения всегда существуют, «...сознавая свою ограниченность, человек оказывается вынужденным рассматривать истину как лежащую вне его самого», и только постоянное общение с другими способствует приближению к истине. «Субъективность отдельного индивида снимается субъективностью народа», «субъективность народа — субъективностью человечества», т.е. постижение истины возможно коллективным субъектом — человечеством. Язык способствует постижению истины, «переходя от всегда ограниченного индивидуального ко всеобъемлющему бытию».
Исследователи, в частности Г. В. Рамишвили, полагают, что Гумбольдт открыл новые соотношения между сравнительным языковедением, социологией языка и философской теорией истины, которые могут оказаться весьма плодотворными как для наук о человеке, так и для наук о культуре.
Л.А. Микешина
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009