Энциклопедия эпистемологии и философии науки - образ
Образ
В гносеологическом смысле О. характеризуется через систему взаимодействия субъекта и объекта, через активное, преобразующее отношение к действительности. Главная его задача — репрезентация идеального, соединенного с нравственно-этическими и социально-культурными ценностями и оценочными суждениями. Такой О. по своей сущности интегративен, связан с осмыслением действительности на социальном уровне, развитием и формой общественного сознания (образ жизни). В гуманитарных науках создаются сложно структурированные идеальные О. эпох, культур, духовных реальностей.
Отличительной особенностью О. является его цельность как совокупность многообразных предметных и структурных характеристик, дающая возможность судить о целом даже при недостатке эмпирических данных, когда содержание достраивается на основе имеющегося опыта и знания. Цельный и отчетливый О. способен заменить пространственные описания, совместить объяснение и понимание, передать понятийно неопределяемое и недоступное нашим познавательным способностям. О., понятый как синтез наглядности и абстрагирования, является результатом продуктивной деятельности воображения, создающей различные модели и конструкции, проводящей мысленные эксперименты.
В современной науке используются разного рода символически-образные представления, фикции, математические модели ненаблюдаемых процессов. Их значение определяется конвенционально. В виде О. могут возникать разного рода и д е м, гипотезы, представления, связанные с поисковым, прогностическим знанием, направленным на достижение Нового. Для «чистой» науки специфичны идеализированные объекты-О. («смыслообразы») для обозначения невидимых материальных объектов, а также синтетические познавательные О. в виде моделей, конструкций и программ, ориентированных на преобразование информации в систему знаний с целью их наиболее рационального использования. Объективность научного познания зависит от адекватности О. исследуемым объектам и процессам. В гносеологии, также строящей идеализированные схемы и модели познания, широко используются такие понятия, как «гносеологический О.», «О. науки», «чувственный О.». Тем самым характеризуются не только отдельные стороны познавательного процесса, но и процедуры рефлексии науки о самой 'себе.
О. в гносеологическом смысле непосредственно связан с семиотическо-языковыми средствами выражения — от визуальных знаков до условных знаков-символов в современной науке. Важнейшей характеристикой знака является то, что он заключает в себе наглядный конкретный О., на чем основана его огромная роль в коммуникации. О.-знак упрощает и схематизирует много-смысленность О., но одновременно и концентрирует, уплотняет информацию. Особенно широким спектром значений обладает знак-символ, широко используемый в разных областях знания. Мышление соединяет объект и О. в понятии: «мы мыслим посредством имен» (Л. С. Выготский). Мыслительная схема «знак—образ—понятие» осуществляется при активном действии воображения и рассчитана на адекватность восприятия.
ИЛ. Фарман
Лит.: Тюхтин B.C. О природе образа: психическое отражение в свете идей кибернетики. М., 1963; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Коршунов A.M. Категория познавательного образа // Теория познания: Социально-культурная природа познания. Т. 2. М., 1991; Психический образ: строение, механизмы, функционирование и развитие. Т. 1 — 2. М., 1994.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009