Энциклопедия эпистемологии и философии науки - опыт о человеческом разумении
Опыт о человеческом разумении
«Опыт о человеческом разумении» состоит из четырех книг, которым предпосланы посвящение Томасу Герберту, графу Пемброку и письмо к читателю; в последнем Локк, в частности, останавливается на обстоятельствах и мотивах, побудивших его взяться за этот Труд, задача которого — рассмотрение познавательной способности человеческого разума и выяснение, какими предметами он способен заниматься, а какими — нет.
Первая книга посвящена критике того учения о существовании врожденных идей, которого придерживались Декарт и кембриджские платоники. Не называя персонально противников, Локк доказывает, что врожденных (т.е. изначально присущих человеческому уму до всякого опыта) принципов и идей нет — ни теоретических, ни практических; что ни положения логики и математики, ни нравственные правила, ни идея Бога не являются врожденными.
Во второй книге развивается теория происхождения идей из чувственного опыта. Под идеями Локк понимает все то, что ум воспринял в себя и чем он может затем оперировать. Исходным материалом знания являются простые идеи, их ум получает из внешнего и внутреннего чувства — ощущения и рефлексии, дающих нам сведения о внешнем мире и деятельности нашего духа. Различаются идеи первичных и вторичных качеств, т.е. чувственные образы, подобные, сходные с теми качествами тел материального мира, которые их вызывают (протяженности, формы, плотности, подвижности), и не сходные с породившими их качествами (цвета, звука, вкуса, запаха, тепла и холода). Из простых идей ум посредством присущей ему деятельности соединения, сопоставления и абстрагирования образует сложные и общие идеи (модусов, субстанций, отношений). Идеи бывают ясные или смутные, отчетливые или путаные, реальные или фантастические, адекватные или неадекватные, истинные или ложные.
В третьей книге Локк излагает свою философию языка. Слова — это чувственные знаки идей, они необходимы для закрепления идей в уме и для коммуникации людей. Большинство слов имеет общий характер и соотносится с общими, отвлеченными идеями. То, что считается общим в природе вещей и есть такая отвлеченная идея, продукт деятельности разума, имеющая своим основанием сходство вещей и закрепленная в общем имени. При этом ум всегда имеет дело с номинальными сущностями вещей, которые составляются из таких отвлеченных идей; реальные же сущности вещей, т.е. их реальное внутреннее строение, из которого проистекают чувственные качества, позволяющие отличать вещи друг от друга, группировать их и давать им общие наименования, остаются неизвестными.
Четвертая книга посвящена анализу познавательного процесса и понятию истины. Всякое познание есть восприятие соответствия или несоответствия идей.
По степени достоверности установления такого соответствия или несоответствия Локк различает три вида познания: интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия Бога) и чувственное (существования единичных вещей). Знание истинно тогда, когда идеи сообразны с действительностью: истина — это соединение (или разъединение) идей или их знаков сообразно соответствию (или несоответствию) обозначаемых ими вещей.
В книге рассматриваются вопросы реальности и границ познания, основания и степени вероятного знания, а также природа и основания веры, или мнения. Характеризуя в целом локковскую эпистемологию, надо отметить, что, пронизанная психологизмом, она зачастую сливается с психологической теорией сознания.
А.Л. Субботин
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009