Энциклопедия эпистемологии и философии науки - против метода. очерк анархистской теории познания
Против метода. очерк анархистской теории познания
Широко используя материал из истории науки, Фейерабенд показывает, что все принципы и правила научного метода, которые философы науки представляют в качестве канонов научной рациональности, постоянно нарушаются учеными в процессах реальной научной практики: они не смущаются противоречиями; разрабатывают теории, вступающие в конфликт с эмпирическими данными; выдвигают и защищают теории, несовместимые с хорошо обоснованным и общепризнанным знанием; используют теории ad hoc и т.д. Именно так они получают свои важнейшие результаты. Отсюда Фейерабенд делает вывод о том, что нет никакого особого научного метода и ученый может делать все что угодно для решения стоящих перед ним проблем — anything goes! Нет никаких принципов и правил научной рациональности. Более того, Фейерабенд полагает, что ученый даже должен изобретать и разрабатывать идеи и теории, несовместимые как с имеющимися фактами, так и с признанными теориями, ибо только такой контриндуктивный способ действий способен открыть несовершенства и ограниченность имеющегося знания.
Но если наука нерациональна, то она не имеет никаких преимуществ по сравнению с религией, магией и т.п. В таком случае, почему она пользуется поддержкой государства? Нужно отделить науку от государства, провозглашает Фейерабенд, как это когда-то было сделано в отношении религии, и ограничить ее место в системе народного образования. Всем видам духовной деятельности нужно предоставить равные права, а уж человек сам выберет то, что ему ближе, — науку, религию, миф или что-то еще. Только такое общество, в котором наука лишена монополии на знание, можно назвать свободным.
Книга Фейерабенда содействовала пробуждению интереса эпистемологов к анализу обыденного знания, мифа как формы духовного освоения реальности и общему расширению сферы эпистемологических исследований. До сих пор она остается одним из наиболее серьезных исследований методологии научного познания.
АЛ. Никифоров
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009