Поиск в словарях
Искать во всех

История философии - энциклопедия философских наук

Энциклопедия философских наук

('Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse', 1817) третья после 'Феноменологии духа' и 'Науки логики' крупная работа Гегеля, излагающая его систему абсолютного идеализма. Ближайшим поводом к изданию данного 'всеохватывающего обзора философии' явилось стремление автора дать руководство для слушателей его философских чтений, которые он планировал начать в Берлинском университете в осенний семестр 1818.

При жизни Гегеля 'Э.Ф.Н.' издавалась трижды в 1817, 1827 и 1830. Впоследствии она не раз выходила и под другим названием 'Система философии', которое также во многом соответствовало исходным интенциям автора, попытавшегося изложить в рамках одной работы все три части своего учения логику, натурфилософию и философию духа. Соответственно, структура философской системы Гегеля и порядок изложения составных частей 'Э.

Ф.Н.' идентичны; последний в точности совпадает с логически последовательным развертыванием основных понятий и проблем его системы. Следует заметить, что Гегель неслучайно назвал данную работу 'Энциклопедией...': он замыслил ее как целостное и универсальное изложение всей системы современного ему научного знания с присущими ему основными началами и понятиями, причем, данными 'только суммарно', а не в подробном изложении.

Об этом он подробно напишет в Предисловии к первому изданию 'Э.Ф.Н.', разъясняя специфику избранного им жанра повествования: 'Природа данного очерка не только исключает исчерпывающее изложение идей со стороны их содержания, но и (в особенности) ограничивает систематическое развитие идей, которое должно содержать в себе то, что в других науках понимали под доказательством и без чего невозможна научная философия'.

Само слово 'энциклопедия', фигурирующее в названии книги, должно было, по мысли Гегеля, указывать на то, что, с одной стороны, оно охватывает собой систему философского знания во всей его совокупности, а с другой, на то, что ее автор не претендует на изложение деталей и частностей, оставляя все это для устных лекций, в которых студенты получат все необходимые разъяснения.

В данном Предисловии Гегель говорит также о значении и роли избранного им метода ('единственно истинного и тождественного с содержанием'), позволившего ему по-новому расположить и разместить материал, или, иначе говоря, по-новому выстроить систему философского знания, руководствуясь при этом внутренне необходимым развитием понятия, а не принципом внешней целесообразности, апеллирующим исключительно к случайным и произвольным связям.

В Предисловии ко второму изданию 'Э.Ф.Н.' Гегель разъясняет смысл осуществленной им переработки многих частей книги, которые, как он считает, были развиты здесь более точно и подробно. Автор 'Э.Ф.Н.' попытался также придать большую степень популярности ее изложению за счет использования 'более обширных экзотерических примечаний', приближая тем самым 'абстрактные понятия к обычному пониманию и более конкретным представлениям о них'.

Гегель еще раз акцентирует тот факт, что, несмотря на меньшую строгость научного метода и внешний характер расположения материала, допускаемые, казалось бы, самим названием 'Энциклопедия...', специфика рассматриваемого здесь предмета требует строго придерживаться логической связи в качестве основы изложения. Здесь же автор 'Э.

Ф.Н.' попытался определить отношение его философии к 'духовным и лишенным духа веяниям современного образования', в котором, на его взгляд, напрочь отсутствуют хотя бы малейшие следы научного философствования. В противовес ему Гегель выдвигает в качестве основной цели своих философских изысканий научное познание истины, которое опять-таки оказывается возможным только при наличии метода, воспроизводящего 'абсолютное содержание мышления в глубочайшей, свободнейшей стихии духа'. Несмотря на успех и быструю распродажу второго издания 'Э.Ф.Н.', Гегелю пришлось внести значительные исправления в следующее третье по счету издание, обращая особое внимание на то, чтобы сделать изложение более 'ясным и определенным', сохраняя в то же время 'сжатый, формальный и абстрактный стиль', о чем он подробно напишет в Предисловии к третьему изданию.

Со времени выхода в свет второго издания появилось много нелицеприятных отзывов со стороны его оппонентов. В ответ Гегель пишет блестящую отповедь всем тогдашним и будущим гонителям истинной философии, возражения которых, как считает он, во все времена являют собой не более чем 'зрелище дурных страстей: самонадеянности, заносчивости, зависти, оскорбительного неуважения и т.

д.'. Все это по духу напомнило Гегелю слова Цицерона, писавшего, что 'философия довольствуется немногими судьями и намеренно избегает толпы, которой она также подозрительна и ненавистна; тот, кто хочет хулить ее, получит одобрение толпы'. Гегель говорит о недопустимости незваных вмешательств в дело философии, о ее независимости от каких-либо внешних авторитетов; он отстаивает свободный характер занятий этой наукой, имеющей в качестве единственного интереса устремленность к предмету и истине.

В так называемую экзотерическую часть работы Гегель ввел также и свою речь, произнесенную им при открытии данных чтений в Берлине 22 октября 1818, главным пафосом которой стало обоснование истинного места философии как центра всей духовной культуры общества. Определенный интерес представляет собой и то, что именно в этом выступлении Гегель фактически провозгласил исключительное право немецкого народа на обладание философской истиной, положив тем самым (вслед за Фихте) начало мощной национал-патриотической тенденции в рамках немецкой философии.

Наиболее концентрированным выражением этой традиции уже в 20 в. станут работы Хайдеггера (см., например, его 'Введение в метафизику', в которой немецкий народ выступает в качестве философского воспреемника греков). Гегель впервые во весь голос заявил о том, что 'философия нашла свое убежище в Германии и живет только в ней' и что самая серьезная потребность познания познание истины 'составляет отличительную черту немецкого духа'.

Утверждая превосходство немцев в деле разработки философии, Гегель отмечал, что 'состояние этой дисциплины и смысл понятия 'философии' у других народов показывают, что название, правда, у них сохранилось, но получило другой смысл и сам предмет захирел и исчез, так что от него едва осталось воспоминание или смутное представление'.

Подобного рода установки будут впоследствии положены им в основу рассмотрения истории философии, в которой будут фигурировать только два 'философских народа' греки в прошлом и немцы в настоящем. Заканчивается речь гневными отповедями критической философии, которую Гегель называет здесь 'ничтожным учением', отказывающимся от познания; в противовес ей он требует доверия к науке и веры в могущество разума, которые, на его взгляд, составляют первое условие философских занятий.

'Человек, пишет он, должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. Какого бы высокого мнения мы ни были о величии и могуществе духа, оно все же будет недостаточно высоким. Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими'.

Эти заключительные слова повторяются и в его вступительной речи, предпосланной лекциям по истории философии, которые Гегель читал в Гейдельберге. Введение к 'Э.Ф.Н.' состоит из кратких восемнадцати параграфов, в которых мыслитель рассуждает главным образом о предмете философии, считая таковым истину в высшем смысле этого слова, 'в том смысле, что Бог, и только он один, есть истина'.

Как и религия она занимается 'областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как к их истине'. Гегель определяет здесь и то, что должно входить в содержание философии, разумея под последним 'то содержание, которое первоначально порождено и ныне еще порождается в области живого духа, образуя мир, внешний и внутренний мир сознания, иначе говоря, что ее содержанием служит действительность', форма осознания которой в философии отличается от других видов осмысления мира. Специфика здесь заключается в том, что под самой этой действительностью философия понимает лишь то, что поистине заслуживает такого названия, отвергая все преходящее, незначительное и концентрируя внимание лишь на том, что является действительностью разумного.

Гегель неслучайно воспроизводит здесь, во Введении, ставшую сакраментальной фразу из Предисловия к 'Философии права' 'Что разумно, то действительно. И что действительно, то разумно', демонстрируя с ее помощью сферу подлинных интересов философии, занятую лишь тем, что является обнаружением высшего разума или мирового духа, т.е.

необходимостью как таковой. Дав предварительно свое общее представление о философии, Гегель акцентирует затем системный характер этой науки, которую он рассматривает как единое целое, 'замкнутый в себе круг', состоящий из нескольких особых частей, 'каждая из которых содержит философскую идею в ее особенной определенности или как особенный момент целого'.

В 'Э.Ф.Н.' эта наука не может, по Гегелю, излагаться в подробном развитии ее частей, а ограничивается лишь изложением начал и основных понятий отдельных наук. Таким образом, 'Э.Ф.Н.' была задумана как систематическое развертывание всей совокупности и научного знания и в то же время как философское постижение этой целостности.

Возрождая по сути классический идеал всеобъемлющего философского знания, Гегель выстраивает его в виде цепи кругов, где каждый представляет собой тотальность целого, замкнутого в себе и в то же время являющегося основанием более обширной сферы. 'Целое, пишет Гегель, есть поэтому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что их система составляет целостную идею, которая вместе с тем проявляется также в каждом из них в отдельности'.

Иначе говоря, это не есть простой агрегат наук, соединенных случайным, эмпирическим и внешним образом. Что касается начала философии, то Гегель видит его в том, чтобы сделать предметом мышления само мышление, которое 'само порождает и дает себе свой предмет'. Затем это непосредственное должно будет превратить себя в свой последний результат, достигнув тем самым своего же начала, т.

е. возвратившись в себя. Таким образом, по Гегелю, философия оказывается возвращающимся к себе кругом, не имеющим начала в том смысле, в каком его имеют другие науки. Единственной целью и делом науки становится, таким образом, стремление достигнуть 'понятия своего понятия и таким образом прийти к своей исходной точке'. Предвосхищая деление философии на отдельные части, мыслитель руководствуется тем, что и целостность науки и само ее деление есть ни что иное, как изображение идеи, которая 'обнаруживает себя как простота самотождественного мышления и вместе с тем, как деятельность, состоящая в том, что мышление противопоставляет себя себе самому для того, чтобы быть для себя и в этом другом все же быть лишь у себя самого'.

Такими тремя частями науки (философии) у Гегеля становятся: 1. Логика наука об идее в себе и для себя. И. Философия природы как наука об идее в ее инобытии. III. Философия духа как идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия. При этом Гегель подчеркивает, что все различия между отдельными науками суть лишь определения самой идеи и лишь одна она проявляется в этих различных моментах.

Даже в природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, иное дело, что здесь она существует в форме овнешнения; что же касается духа, то и здесь эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя. Такого рода разъяснениями и уточнениями Гегель хотел предостеречь против упрощенного представления о так называемом разделении наук, их сосуществовании как рядоположенных и субстанциальных в своем развитии.

Часть первая 'Наука логики', или так называемая 'Малая логика', по своей архитектонике и содержанию в основном совпадает с 'Большой логикой', отличаясь от последней разве что более доступным и в то же время менее подробным изложением и, соответственно, меньшим объемом (откуда и закрепившийся за ней подзаголовок 'Малая'), а также некоторыми незначительными изменениями в порядке перечисления категорий; можно говорить и о том, что примеры, используемые Гегелем в качестве иллюстрации его идей в этой части 'Э.

Ф.Н,', берутся непосредственно из области естествознания и выглядят довольно убедительно в силу их большей популярности. Часть вторая 'Философия природы' являет собой по сути гегелевский вариант натурфилософского очерка, отличительными чертами которого стали рассмотрение природы в ее единстве и целостности в противовес аналитическому расчленению последней на части естественными науками, а также последовательно выдержанный антиредукционизм, акцентирующий момент несводимости высших форм природного развития к низшим.

Гегель начинает свою натурфилософию с общей характеристики природы как 'идеи в ее инобытии', т.е. в ее бытии вне себя или во внеположности пространства и времени, провозглашая в качестве конечной цели ее развития человека как естественного, самосознательного индивидуума. Из двух возможных путей ее рассмотрения эманации и эволюции он выбирает последний, предполагающий развитие и происхождение высшего из низшего.

'Природу, пишет Гегель, следует рассматривать как систему ступеней, из которых одна необходимо вытекает из другой и составляет ближайшую истину той, из которой следует: это происходит во внутренней идее, составляющей основу природы, а не так, чтобы одна ступень естественно порождала другую. Метаморфоза совершается только в понятии, как таковом, т.

к. только изменение его есть развитие'. Таким образом, в основе природного развития, составляя его внутреннее содержание, лежит движение понятия, обусловливающее переход от одной ступени природы к другой. Тремя такими ступенями понятия являются всеобщее, частное и единичное, которые применительно к природе обнаруживают себя как всеобщая, частная и единичная телесность. Первой ступени (механика) соответствует бесформенная масса, имеющая единство и форму вне себя; вторая (физика) имеет дело с материей в ее частной форме или в форме физической индивидуальности; третья (органика) это жизнь. Гегель подробно излагает все три раздела своей философии природы механику, физику и органику, не особенно заботясь при этом о соответствии его умозрительных конструкций выводам естественных наук того времени.

Особенно тривиально в этом плане выглядит его механика; не столь уж значительно отличаются от нее рассуждения в области физики, хотя, надо сказать, что здесь философом были высказаны некоторые интересные соображения касательно природы электричества как имманентного состояния самой материи. Так, он писал, что в электрической искре 'особенная материальность напряженного тела еще не входит в процесс, а только определена в нем элементарно и как проявление души' и далее, что электричество это 'собственный гнев, собственное бушевание тела... его гневная самость, которая проявляется в каждом теле, когда его раздражают'. Гегелевскую философию природы традиционно считают наиболее слабой частью его учения из-за игнорирования ею ведущих достижений физики и химии того времени (оптики Ньютона и атомизма в химии, в частности) и т.п. Повсеместными стали обвинения Гегеля в телеологизме (особенно в органике), в стремлении подчинить частные науки принципам его искусственно созданной логической схемы, с помощью которой он сплошь и рядом конструирует надуманные связи и переходы.

В натурфилософии очень смутно просматривается и знаменитый гегелевский историзм, ибо мыслитель отрицает саму возможность развития природы во времени. Впрочем, Гегель никогда и не ставил перед собой цели раскрыть собственно диалектику природы. Не отрицая в принципе факта наличия у нее своей истории и принимая естественно-исторические данные как неопровержимый факт, он в то же самое время считал, что к философии это не имеет никакого отношения, ибо последнюю интересует лишь познание всеобщего закона и выявление основных моментов понятия.

Часть третья 'Философия духа' представляет собой описание высшей и завершающей стадии и развития абсолютной идеи, когда последняя 'снимает' предшествующую ступень своего природного инобытия и 'возвращается к себе'. 'В этой истине, пишет Гегель, природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия'. Дух идеален, это 'возвращение и возвращенность идеи к себе из своего другого'; и все же фактически под духом Гегель имел в виду ни что иное, как человеческое бытие совокупность определений самого человека в его социально-историческом развитии. Именно поэтому его философию духа можно вполне интерпретировать как своего рода выстроенную на гегельянский манер антропологию и социальную философию, в которых рассматривается процесс возвышения человека от единичности ощущения к всеобщности мысли, а от нее к знанию о самом себе и постижению своей собственной субъективности, своего 'Я'.

Так что по сути мыслящий дух это и есть человек, или, наоборот, только человек и есть мыслящий дух, существенным образом отличающийся от природы. В понятие духа Гегель включает и деятельность человеческого сознания, и практическую деятельность по созиданию и преобразованию им своей 'второй природы' и т.д. Эта часть 'Э.Ф.Н.' состоит из учения о субъективном, объективном и абсолютном духе (см. Гегель). Под субъективным духом, проходящим ступени души (антропология), сознания (феноменология) и личности (психология), Гегель фактически имел в виду сферу индивидуального сознания людей в его природной и социальной обусловленности. Объективный дух, являя собой по сути сферу общественного бытия, включает в себя, по Гегелю, право, мораль и нравственность, из которых последняя охватывает в свою очередь семью, гражданское общество и государство, как ряд институтов, существование которых вытекает из нравственных установлений. И, наконец, учение об абсолютном духе, как сфере мировоззренческих форм общественного сознания, подразделяется на философию искусства, философию религии и собственно философию (или историю философии, что для Гегеля по сути одно и то же).

Отмеченные ступени развития объективного и абсолютного духа найдут впоследствии более развернутое освещение в специально посвященных им работах Гегеля: 'Философия права' (1821), 'Философия истории', 'Лекции по эстетике', 'Лекции по философии религии' и 'Лекции по истории философии' все четыре последних были изданы учениками Гегеля уже после его смерти в 1831.

(см. также 'Наука логики' (Гегель).) .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое энциклопедия философских наук
Значение слова энциклопедия философских наук
Что означает энциклопедия философских наук
Толкование слова энциклопедия философских наук
Определение термина энциклопедия философских наук
enciklopediya filosofskih nauk это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины