Философский словарь - филон александрийский (рhilo аlexandrinus)
Филон александрийский (рhilo аlexandrinus)
Произведения Ф.А. показывают знание филос. учений среднего платонизма, стоицизма и пифагореизма, а также греч. литературы. Среди наиболее значимых для Ф.А. текстов диалоги Платона, и прежде всего "Тимей". На определенной стадии своего образования Ф.А. испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей иудейской культуры и традиций, что привело к достаточно уникальным результатам: вместо того чтобы отказаться от греч. культуры и философии, он использовал их при толковании иудейского Священного Писания, которое было известно ему исключительно в греч. пер.
Теоретическая философия Ф.А. реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его филос. система теоцентрична. Бог рассматривается как "истинное бытие", здесь можно усмотреть связь с платонизмом, однако главным источником для Ф.А. прежде всего является библейское "Аз есмь сущий". Ф.А. строго различает сущность Бога и его силу, явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира; но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека. В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Ф.А., высшее Божество Иегова Пятикнижия Моисея абсолютно трансцендентный миру "Сущий Бог", превыше Блага, Единого, или Монады, которая является только "бестелесным образом Бога". Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Ф.А., два главных имени Иеговы "Бог" и "Господь" указывают на две соответствующие этому силы: первое обозначает его творящую силу, второе его власть.
Совместно с Софией ("матерью всего сущего") и Справедливостью трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение Логос-Слово. Логос является "инструментом" и активным элементом творческой мысли Бога, "местом", где расположены идеи. Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы Благо и Власть, а затем духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции, в свою очередь, проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие Логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда Логос выступает у Ф.А. как синоним умопостигаемого мира и божественной природы.
Этика Ф.А. базируется в основном на двух текстах из Книги Бытия, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан "по образу Божию", что означает: по образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть; согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного "дыхания". Цель земной человеческой жизни рассматривается Ф.А. в согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как "уподобление Богу", и это "уподобление" означает "богопознание". Но то, что может рассматриваться как предельная цель познание божественной сущности, принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с Творцом и его творением.
Цель, достижимая человеком в этой жизни, стать мудрым. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение-аскезу. Высший идеал Ф.А. персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Ф.А. выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов: "аскетическая" добродетель ("добродетель Иакова") стоит ниже добродетели, основанной на образовании ("добродетель Авраама"), а выше их обеих стоит "добродетель Исаака", проистекающая из благословенной Богом природы.
Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Ф.А. оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов Климента Александрийского и Оригена. Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Т. 1-7. Berolini, 1896-1915 (repr. 1962-1963). Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский: жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911; Radice R., Runia D. Т. Philo of Alexandria: An Annotated Bibliography 1937-1986. Leiden, 1988; Runia D.T. Exegesis and Philosophy: Studies on Philo of Alexandria. Hampshire, 1990. E.B. Афонасин, М.А. Coлonoвa