Философский словарь - ибн аль-араби мухйи ад-дин абу абдаллах мухаммед б.алиал-хатимиат-таи
Ибн аль-араби мухйи ад-дин абу абдаллах мухаммед б.алиал-хатимиат-таи
И.А. выделял три основных вида познания: 1) интеллектуальное, основанное на рассуждениях; 2) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса; 3) боговдохновенное познание "таинств", имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и "святым". Риторический стиль многих произведений И.А., в частности "Мекканских откровений", содержит как диалектические рассуждения, так и символику духовной практики и откровения, призванные развивать способности учеников с целью превзойти уровни рациональных филос. и религиозных рассуждений. Поскольку способности у индивидов к духовному преображению различны, то язык И.А. часто загадочен, символичен и позволяет давать разнообразные толкования. Поэтому и самого И.А. рассматривают как "рационализирующего" философа-мистика, стремящегося свести все "таинства веры" к некой всеобъемлющей концептуальной системе, с одной стороны, и как суфия, отрицающего значение рациональных суждений и общепризнанных социально-религиозных норм, с другой. В основе такого представления лежит признание И.А. сущностного различия между истиной и верой, между целями "законов" в широком смысле слова и истинами откровения. В своем учении "О единстве бытия" он систематизировал предшествующую суфийскую традицию. Утверждая, что бытие едино, он считал, что его следует рассматривать двояко как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность. Мир, или Вселенная, есть развертывание во времени и в пространстве атрибутов и качеств Бога, который непрерывно является самому себе в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих ему познать себя со стороны как объект. Атрибуты, имена и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях Вселенной, собраны воедино лишь в "совершенном человеке" земной ипостаси и "зеркале Бога". В сложных символах и аллегориях И.А. описывает вневременной "процесс" теофаний как переход Бога из состояния "в-себе-бытия" в состояние "бытия-для-другого". Желая познать себя, он воплощает свои атрибуты в мире своих творений. Последние различаются способностью отразить в себе божественные способности. И.А. не отрицает значение истин философии и науки, разделяя с философами убеждение в вечности мира, его несотворенности во времени и в том, что мир управляется универсальной закономерностью. Но он признает логический метод познания несовершенным и поэтому неистинным. Он считает, что философ изучает и познает адекватно лишь эмпирический мир, а суфий проникает в сущность бытия, постигая внутреннее единство вещей. Поэтому его "совершенный человек" есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину. Свое учение "О единстве бытия" И.А. рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя как воплощение "совершенного человека". Оказал большое влияние на развитие суфийской философии и поэзии.
Мекканские откровения. СПб., 1995; Ал-Футухат; Фусус; Расаил. Хайдарабад, 1961. Т. 1-2; L'Arbre du monde: Shajarat al-Kawn. Kair, 1982. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмаль-ного анализа философии Ибн Араби. М., 1993; Affifi A.E. The Mystical Philosophy of Myhyiddin Ibnu'l-Arabi. Cambridge, 1939; Osman J. Histoire et la classification de l'oeuvre l'lbn Arabi. Damask, 1964. Vol. 1-2. H.C. Кирабаев .