Философский словарь - ибн туфайл абу бекр мухаммед ибн абд-ал-малик
Ибн туфайл абу бекр мухаммед ибн абд-ал-малик
Позднее И.Т. возвысился до положения придворного врача и визиря альмохадского халифа. Написал ряд трактатов по медицине, но сохранилась только его филос. повесть "Хайя бен Якзан" ("Живой, сын Бодрствующего"). Это весьма многоплановое произведение, представляющее собой социальную робинзонаду. В нем рассматриваются вопросы онтологии и гносеологии, психологии и религии, взаимоотношения человека и общества.
В целом оно дает картину естественной эволюции человеческого рода. Во введении И.Т., говоря о цели работы раскрытии тайн "Восточной философии" Ибн Сины, дает критический анализ идей Аристотеля, Ибн Сины, Ибн Бад-жи, аль-Фараби, аль-Газали. Основным содержанием повести является описание появления на свет главного героя по имени Хайя на необитаемом острове и анализ развития его филос. миропонимания. В процессе наблюдения за окружающим миром и размышления о первоосновах существующих вещей он постепенно выработал цельное мировоззрение, которое по сути отразило переход от филос. натурализма к суфизму (мистическому пантеизму). В заключении работы раскрывается отношение Хайя к традиционной религии, когда неожиданно на острове появляется др. человек, по имени Абсаль. И если мировоззрение Хайя рассматривается как олицетворение философии или "естественной религии", то воззрения Абсаля истолковываются как относящиеся к традиционной религии, исповедуемой большинством жителей халифата. При этом Абсаль рисуется как ищущий внутренний смысл традиционного вероучения, в то время как правитель обитаемого острова (по имени Саламан), откуда прибыл Абсаль, показан как придерживающийся буквального понимания (захир) "священных текстов" и отвергающий аллегорическую интерпретацию. Видимо, И.Т. под именем Саламана имел в виду салафи-тов, в частности, факихов-захиритов, господствовавших в альмохадском халифате и поддерживавших его правителей. Когда Хайя и Абсаль встретились, то выяснилось, что традиционная религия есть образно-символическая форма выражения "естественной религии" Хайи, т.е. содержание их идентично, но формы выражения различны.Тогда Хайя, не понимающий причин изложения филос. мировоззрения, или "естественной религии", в форме притч с их завуалированным смыслом, не позволяющих адекватно раскрыть истину в филос. понимании этого слова, преисполняется энтузиазмом открыть филос. смысл мировоззрения жителям острова. Но когда он вместе с Абсалем пытается осуществить свой замысел, то терпит неудачу, поскольку люди не хотят и не могут принять его "естественную религию".
"Естественная религия" основана на разуме и трактуется как истинная; а обычная религия, выраженная в форме притч, связана с различного рода предрассудками, в ней доминирует не разум, а чувство. Последнее в конечном счете есть источник стяжательства и др.пороков человека. Владения Саламана оказываются собирательным символом невежественных "добродетельных городов" аль-Фараби. В отличие от своих предшественников И.Т., исходя из идеи неспособности и нежелания масс к постижению филос. истин, приходит к идее постижения истины в полном уединении и изоляции. Философы должны в одиночестве вести "естественную жизнь", не пытаясь раскрыть свои убеждения широкой публике.
Более того, И.Т. отказывается от идеи аль-Фараби и Ибн Сины о возможности существования "добродетельной религии", посредством которой массы должны были достигнуть счастья. Он пишет: "Если же они останутся с прежними верованиями до самой смерти, то обретут спасение...", т.е. удел широкой публики верить догматам традиционной религии и оставаться в невежестве.
Повесть о Хайе, сыне Якзана // Классики арабо-мусуль-манской философии в переводах А.В. Сагадеева. Нью-Йорк, 1999. Т. 1. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; СагадеееА.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 1999.
Н.С. Кирабаев .