Поиск в словарях
Искать во всех

Философский словарь - ибн сина абу али хусейн абдаллах

Ибн сина абу али хусейн абдаллах

[латинизир. Авиценна (Avicenna)] (980-1037) философ, ученый, врач, представитель восточного перипатетизма. На мусульманском Востоке был известен под именем "аш-Шейх ар-Раис" ("Первый мудрец") и "Худжат аль-Хак" ("Авторитет истины"). В довольно раннем возрасте испытал влияние исмаилизма, еще в юности приобщился к религиозным наукам, античному наследию, логике и математике, физике и медицине. Слава искусного врача пришла к нему после того, как он в 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары. И.С. считается автором свыше 400 работ на араб. языке и около 20 на фарси по всем известным тогда разделам науки и филос. знаний. Наибольшую известность ему принес "Канон врачебной науки" и многотомный энциклопедический труд "Книга исцеления" (в сокращенном изложении "Книга спасения"), которая состоит из четырех разделов, посвященных логике, физике, математическим наукам и метафизике. На фарси им была написана знаменитая "Книга знания" (Даниш-намэ). В последний год своей жизни он написал "Книгу указаний и наставлений", в которой подвел итоги своих филос. размышлений. В классификации наук логика рассматривается им как пропедевтика к философии, а собственно философия разделяется на теоретическую (физика, математика и метафизика) и практическую (этика, домоводство (экономика) и политика). Метафизика подразделяется на "универсальную" (онтология и начало естественных наук) и "божественную", которая содержит в себе принципы эманационного учения, служащего переходом к практическим наукам. В логическом учении И.С. содержится решение вопроса о соотношении философии, "спекулятивной теологии" (калам) и религии: философия основывается на аподиктических суждениях как единственно достоверных, калам опирается на диалектику и софистику, а религия на риторические и поэтические суждения. В онтологии он рассматривает проблемы универсалий, соотношение сущности и существования, учение о "бытийновозможном" и "бытийно-необходимом", поскольку бытие, согласно Аристотелю и И.С, не может выступать в качестве рода, делимого на к.-л. виды. Предметом метафизики у И.С. выступает сущее как таковое. Отношения между предметами, необходимо сопутствующими сущему (субстанция и акциденция, единое и многое, потенциальное и актуальное, общее и частное, возможное и необходимое), он рассматривает как чисто логические отношения. Основная задача метафизики доказательство того, что у сущего есть единое начало. Предельное основание бытия И.С. рассматривает как вневременное целокупное сущее ("бытийно-необходимое само-по-себе"), т.е. Бог неизменен и запределен времени, а мир отождествляется с совокупностью вещей в пространстве и во времени, которые сами по себе лишь возможны ("бытийновозможное само-по-себе"). Но поскольку совокупность вещей включена во всеобщую систему причинно-следственных связей, то они становятся необходимыми ("бытийнонеобходимое бла-годаря-другому"). Т.о., отношение Бога к миру уподобляется отношению логического исследования. В божественной науке соотношение между этими тремя "ипостасями" сущего именуется эманацией. Согласно И.С, универсалии существуют лишь в вещах и после вешей как отражение вещей в человеческом разуме. Неприятие И.С. представлений о самосущих универсалиях, подобных платоновским идеям, обусловлено тем, что И.С. считал различие между сущностью и существованием не реальным, а лишь логическим. Филос. и медицинские идеи И.С. оказали большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада.

Китаб ан-Наджат. Каир, 1938; Аш-Шифа. Ал-Бурхан. Каир, 1954; Аш-Шифа. АлИлахиййат. Каир, 1960. Т. 1-2; Аш-Шифа. Ал-Мантык. Т. I. Каир, 1952, Т. 2. Каир, 1970; Канон врачебной науки. Ташкент, 1954-1961. Т. 1-5; Китаб ал-Ишарат ва-тТанбехат. Каир, 1957-1960. Т. 1-4; Избр. филос. произв. М., 1980; Избр. М. 1980; Книга наставлений и указаний. Душанбе, 1980; Аш-Шифа. Ат-Табиййат. Т. 1. Каир, 1983. Т. 2. Каир, 1969. Т. 6. Каир, 1975; Жизнеописание, Книга исцеления (Математика. Тройка. Свод науки о музыке) // Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В. Сагадеева. Т. 1. Нью-Йорк, 1999; Даниш-намэ. М.. 1999; The Metaphysica of Avicenna (Ibn-Sina). London, 1973.

Абу Али Ибн-Сина; к 1000-летию со дня рождения. Ташкент, 1980; Абу Али Ибн-Сина и его эпоха: к 1000-летию со дня рождения. Душанбе, 1980; Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн-Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, 1980; Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). М., 1980, 1985; СагадеевА.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 1999; Goichon AM. La distinction de l'essence et de l'existence d'apres Ibn Sina (Avicenna). Paris, 1937; Goichon A.-M. La philosophie d'Avicenna et son influence en Europe medievale. Paris, 1944; Corbin H. Avicenna et le Recit visionnaire. Teheran; Pans, 1954. T. 1-2; Afman S.M. Avicenna. His Life and Works. London, 1958; Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973; Carra de Vaux B. Avicenna. Amsterdam, 1974.

Н.С. Кирабаев

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ибн сина абу али хусейн абдаллах
Значение слова ибн сина абу али хусейн абдаллах
Что означает ибн сина абу али хусейн абдаллах
Толкование слова ибн сина абу али хусейн абдаллах
Определение термина ибн сина абу али хусейн абдаллах
ibn sina abu ali huseyn abdallah это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):