Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - албанская философская и общественная мысль

Албанская философская и общественная мысль

АЛБАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

АЛБАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Источники для изучения истории филос. и социально-политич. мысли древней и ср.-век. Албании малочисленны. Предки албанцев иллирийцы были язычниками и политеистами, они имели, очевидно, такую же мифологию, как и др. индоевроп. народы. В эллинистич. колониях, к-рые возникли на терр. Албании в 1-м тысячелетии до н.э. (Диррахион, Аполлония, Бутротум и др.), духовная жизнь была связана с культурой Греции, а позднее Рима. Известна школа философии и риторики в Аполлонии, где получали образование дети римской аристократии. Учеником этой школы был римский имп. Октавиан Август.

С распространением христианства в Албании (1 в. н.э.) религ. идеология начала проникать в культурную жизнь. Hо церковь не могла полностью подчинить духовную культуру. Усиление власти церкви сочеталось с распространением еретич. учений, особенно арианства. В 7 в. авторитет христ. церкви был поколеблен в связи с вторжением в Албанию славян-язычников. В 8 в. в Албанию проникают идеи "иконоборчества"; происходит борьба между осн. христ. церквами – римской и константинопольской. Визант. имп. Лев III в 732 изъял епископат Албании из-под власти римского папы и присоединил его к константинопольскому патриаршеству. В течение неск. веков в Албании происходила борьба двух направлений в христ. церкви: византийско-православного и римско-католического. Вся духовная культура находилась под властью церкви. Узкий круг образованных людей, состоящий в основном из священников и монахов, интересовался вопросами догмы, ритуала и схоластич. аристотелевской философией.

В 15 в. в Албании наметился поворот в духовной жизни, связанный с изменениями в области экономики, обществ. жизни и политики. Алб. духовенство, к-рое обучалось в высших школах Италии, знакомилось с гуманистич. идеями Возрождения. Одним из алб. гуманистов 15 в. был Никола Газулы – математик и астролог. Однако свободное развитие культуры в Албании было прервано тур. завоеванием. Борьба с турками-османами достигла своего апогея в т.н. двадцатипятилетний период (1443–68) под руководством нац. героя Албании Георга Кастриота Скандербега (1405–1468). В последней четверти 15 в., когда превосходящие силы турок стали побеждать алб. войска, десятки тысяч албанцев эмигрировали в Италию. Среди иммигрантов выдвинулся ряд гуманистов: А. Тиварас, М. Барлети, М. Бечикеми и др. Деятельность этих мыслителей вывела обществ. мысль Албании из сферы церк. догматики. Внимание писателей-гуманистов привлекал человек, его судьба, деятельность героев-патриотов. Нац. герою Албании Скандербегу был посвящен труд М. Барлети (1450–1512) "История жизни и подвигов Скандербега" ("Historia de vita et gestis Scanderbegi", 1508–10), к-рый был переведен почти на все европ. языки.

В 18 в. с распадом тур. военно-феод. системы, с возрождением с. х-ва и восстановлением городов наметилось нек-рое развитие в области культуры. В это время возникло два новых филос. направления. Одно из них культивировалось в г. Воскопое при школе, известной под назв. "Новая академия" (осн. в 1744). Одним из основателей академии был Т. А. Кавальоти (1718–89), первоначально педагог (1744–48), а позднее ректор академии (1748–69). автор мн. учебных пособий, в т.ч. "Логики" ("Logjika"). Кавальоти и его ученики боролись против метафизич. догматики и политики эллинизации. Они были последователями Лейбница, Вольтера, Локка, Мальбранша, пропагандировали дуализм, стараясь примирить веру с разумом, религию с наукой. Соч. этих философов писались на греч. языке. Из рядов академии вышли первые поборники "албанизации" ортодокс. греч. церкви в Албании (Г. Дуркасаку, Т. X. Филипи). Деятельность академии была прервана вмешательством тур. пр-ва и стамбульского патриарха. После неоднократных разрушений (1769, 1772, 1781) Воскопоя пришла в упадок, и академия, потеряв прежнее значение, превратилась в начальную духовную школу, центр эллинизации.

Др. направление алб. философии связано с деятельностью мусульм. учителей (ходжа), работавших в г. Берате. Ее последователи были в основном мистиками. Источником их философии была араб. и перс. обществ. мысль. Эти мыслители писали произведения первоначально на турецком и арабском языках, а затем нек-рые из них – Н. Фракулы, С. Наиби, И. Велабишти и др. перешли на алб. язык. Они воспевали любовь, жизнь, радость, печаль и обязательно – бога. К той же школе примыкал писатель Хасан Зюко Камбери.

Дальнейшее развитие филос. и обществ. мысли в Албании приходится на 19 в., когда стал распространяться бекташизм, враждебный офиц. идеологии суннизма. Идеологами бекташизма, писавшими на алб. языке, были Д. Фрашери, Ш. Фрашери и др. Бекташисты стояли на пантеистич. позициях, требовали упрощения церк. церемоний и т.д.

Новый этап в развитии обществ. мысли Албании приходится на 2-ю пол. 19 в. – период, известный под назв. "Национального албанского Возрождения". В области социальноэкономической он характеризуется распадом феод. отношений и зарождением элементов капитализма, в социально-политической – развитием нац.-освободит. борьбы и нац. самосознания. Руководители нац. движения являлись в то же время выдающимися мыслителями. Воспитанные в основном на вост. художеств. лит-ре и философии, они связывали свои филос. взгляды с борьбой за упрочение нац. самосознания, за единение алб. народа. Начиная с Н. Векильхарджи (1797–1867), деятели Возрождения призывали своих соотечественников, принадлежавших к разным вероисповеданиям, ставить нац. единство выше религиозного. Не отказываясь от веры в силу божества, деятели Возрождения критиковали церк. институты, указывая, что они служат интересам политики иностранцев: мусульм. храмы – тур. политике, православные – эллинизаторской политике, а католические – экспансионистской политике Австро-Венгрии.

Филос. идеи содержатся в трудах Н. Фрашери (1846–1900), выдающегося алб. поэта периода Нац. Возрождения. Противник тур. ига, он был также врагом мусульм. религ. догматики. Борьбу с религ. идеологией Фрашери вел с позиций пантеизма. Согласно Фрашери, бог не сверхъестеств., потустороннее существо, а начало естественное, имманентное природе.

Рассматривая бога в качестве сущности вещей. Фрашери растворял бога в обожествляемой им материи. Пантеизм Фрашери сочетался с естеств.-науч. представлениями о мире, происхождении Земли и эволюции человека. Вселенная для него не только бесконечна в пространстве, но и вечна во времени. Фрашери выдвигал идею о диалектич. развитии мира, однако он не был последователен в этом вопросе. Его пантеизм являлся переходной ступенью к материализму. С одной стороны, он признавал, что мир находится в вечном непрерывном движении, с другой стороны – утверждал, что это развитие совершается по кругу, как простое повторение.

Филос. и социально-политич. мысль в Албании в дальнейшем развивалась в работах идеолога нац. алб. движения С. Фрашери (1850–1903). Он требовал полного отделения Албании от Турецкой империи, был сторонником респ. правления. В области философии С. Фрашери стоял на позициях объективного идеализма, признавал существование бога как творца Вселенной. Вместе с тем он придавал большое значение разуму, науке как орудиям цивилизации.

В первом десятилетии 20 в. в Албанию проникают идеи социализма. После провозглашения независимости Албании (1912) страна неск. лет находилась под иностр. оккупацией. На разрешение внутр. проблем гос. устройства Албании оказала влияние Окт.революция в России. 1920–24 гг. характеризовались мощным подъемом демократич. движения в Албании, подготовившего бурж.-демократич. революцию (июнь 1924). В окт. 1924 контрреволюционеры во главе с А. Зогу с помощью иностр. империалистов установили реакц. режим, к-рый существовал вплоть до 1939, когда Албания была захвачена фашистской Италией. Годы режима Зогу характеризовались обострением классовой борьбы и подготовкой условий для создания нац. антифашистского фронта. В этот период в Албании распространялись идеи марксизма и в условиях подполья в гл. пром. центрах страны возникали первые коммунистич. организации. Обострение внутриполитич. положения отражалось и на идеологич. борьбе. Образовались два лагеря. Один из них – т.н. "старики", сторонники господств, клики, стремившиеся в то же время сохранить старые формы тур.-вост. правления. В своем органе "Besa" они защищали монархич. режим, патриархальные формы обществ. уклада, считая их наиболее подходящими для "сохранения национальной индивидуальности", пропагандировали религ. мировоззрение. Другой лагерь составляли идеологи новой алб. буржуазии, воспевавшие демократич. бурж. монархию, сторонники нек-рых политич. и социальных реформ. Их печатный орган – журн. "Perpjekja Shqiptare" (1936–39) – боролся с материалистич. философией, пропагандировал философию О. Конта, Бергсона, Фрейда и др.

Марксистская идеология в 30-е гг. развивалась на страницах журн. "Rilindja", "Flaka", "A.B.C.". В журнале "Bota e Re" печатались статьи, распространявшие материализм, осуждавшие фашизм, войну, капиталистич. строй и косвенным путем – режим Зогу. Подъем общественной революционной мысли в Албании наступает после основания Албанской коммунистич. партии (1941), ныне – Албанская партия труда (АПТ). С самого начала существования АПТ положила в основу своей деятельности теорию марксизма-ленинизма. В условиях подполья и полицейского террора под руководством партии был предпринят перевод многих произведений классиков марксизма-ленинизма.

Народная революция, к-рая окончилась 29 ноября 1944 освобождением страны от нем. оккупантов и установлением нар. демократии, означала также и триумф марксистской идеологии в Албании. В Албании широко изучается марксистско-ленинская философия. В Тиранском ун-те и Высшей парт. школе созданы кафедры марксизма-ленинизма, ведется преподавание диалектич. и историч. материализма. На секциях философии этих кафедр изучается история обществ. мысли в Албании, разрабатываются вопросы диалектич. и историч. материализма. Органами филос. и обществ.-политич. мысли совр. Албании являются журн. "Pruga e Partisë" ("Путь партии"), "Buletini i Universitetit Shtebror të Tiranës, Seria shkencat shoqrore" ("Бюллетень Тиранск. ун-та. Сер. социальных наук"). Переводятся произведения классиков марксизма-ленинизма. В наст. время предпринимается издание полного собр. соч. В. И. Ленина.

Лит.: Historia e Shqipërisë, v. 1, Tiranë, 1959; Historia e letërsisë shqipe, v. 1–2, Tiranë, 1959–60; Sufflay M., Die Kirchenzustände im Vortarkischen Albanien; Die Orthodoxe Durchbruchzone im katholischen Damme, в кн.: Illyrisch-Albanische Forschungen, Bd l, Muünch.–Lpz., 1916; Pall P., Marino Barlezio, uno storico umanista, Buc.,1938; Ruffini M., Teodor Anastasie Cavallioti, scrittore Moscopolitano del secolo XVIII, "Riv. Albania", 1942, fasc. 2; Myderrizi O., Hasan Zyko Kamberi, "Bul. shkenc. shoqer.", 1955, No l; Spasse S., Mihail Grameno, там же, 1956, No 1; Xhоli Z., Naim Frashëri mendimtar i shquar shqiptar, там же, 1959, No 2; Hохha E., Influenca e Revolucionit të Madh të Tetorit në Shqipëri, Tiranë, 1957.

К. Фрашери. Албания.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое албанская философская и общественная мысль
Значение слова албанская философская и общественная мысль
Что означает албанская философская и общественная мысль
Толкование слова албанская философская и общественная мысль
Определение термина албанская философская и общественная мысль
albanskaya filosofskaya i obschestvennaya mysl это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):