Философская энциклопедия - арангурен
Арангурен
АРАНГУРЕН (Araguren) Xoce Луис Лопес (9 июня 1909, Авила, Испания—апрель 1996, Мадрид) — испанский философ, популяризатор философской и социальной этики. Глава кафедры этики и социологии Мадридского университета (1955—65), профессор Калифорнийского университета США, Санта-Барбара (1969—77), заслуженный профессор Калифорнийского университета (с 1977), почетный доктор Университета Карлоса III в Мадриде (с 1993), кавалер орденов Сан-Жорди и Большого Креста Альфонса Χ Мудрого, лауреат национальных и международных премий в области гуманитарных и социальных наук. Широко известен как “философ-моралист”, исследователь и систематизатор философской этики. Этическое учение Арангурена характеризуется своеобразным синтезом экзистенциализма и неотомизма. Разрабатываемая им проблема соотношения этики долга и этики счастья восходит к учениям Аристотеля и Фомы Аквинского. Свою апологетику эвдемонизма Арангурен основывает на последовательной критике'этического формализма (прежде всего кантианского). Он также опирается на классическую (аристотелевскую) этику, неосхоластику и “новые философии” (к которым относит марксизм, ницшеанство, экзистенциализм, фрейдизм и философию феминизма). В центре исследований Арангурена—проблема соотношения понятий “счастье” и “благо”, а также соотношение и взаимовлияние индивидуальной и социальной этики, этики и религии, этики и политики.
Рассматривая счастье как цель этики и цель человеческой жизни вообще, Арангурен формулирует 4 возможных варианта отношения человека к собственному благу (счастью): индифферентность (indiferencia), неприятие (aversion), занятие или развлечение (diversion), принятие или обращение (conversion). При этом он доказывает, что позиция индифферентности ложная, поскольку морально индифферентных поступков не бывает. Позиция “aversion” увязывается с существованием самодостаточного зла. “Diversion” Арангурен зачастую отождествляет с экзистенциалистским термином “забота” и считает подобное отношение человека к благу основной характеристикой современности. “Conversion” предполагает осмысление поступков, совершенных в прошлом, покаяние и “исправление”, т. е. реализацию деятельности, соответствующей представлениям о благе.
В религиозной философии Арангурен эволюционировал от апологетики католицизма и критики протестантизма к сравнительному анализу основных конфессиональных учений и к идеологии экуменизма. Как популяризатор философской этики Арангурен уделяет особое внимание лексике и стилистике философских работ. Для его исследований характерны не только сравнительно-исторический и герменевтический методы, но и сугубо филологический подход с опорой на этимологию и семантику философских терминов и понятий, Так, при доказательстве взаимосвязи свободы и рациональности он дает морфологический анализ понятий libertad (свобода) и deliberacion (обдумывание). Следуя ортегианской традиции ”доступности” философских идей, Арангурен предпочитает жанр статьи или эссе.
Соч.: La ética de Ortega. Madrid, 1959; Tica y politica. Madrid, 1963; Ex amarxismo como moral. Madrid, 1968; Erotismo y liberacion de la mujer. Barcelona, 1972; Esplendor y la miseria de la ética kantiana. Barcelona, 1988; Élica. Madrid, 1976; El oficio de intelectual e la critica de la critica. Madrid, 1979; Catolicismo y protestantismo como formas de existencia. Madrid, 1980; La funcion social del intelectual. Madrid, 1983; Ética de la felicidad y otros lenguajes. Madrid, 1988.
Ю. Д. Николаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.