Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - азербайджанская философская и общественная мысль

Азербайджанская философская и общественная мысль

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Зарождение филос. мысли в Азербайджане связано с развитием маздеизма, к-рый с разложением первобытного общества преобразуется в зороастризм (с 6 в. до н.э.); несколько позже возникает магизм. По своему филос. содержанию зороастризм и магизм являлись дуалистич. системами, основой к-рых было представление о борьбе двух противоположных начал: света и тьмы, добра и зла. По свидетельству Диогена Лаэртского (Prooemium 8), в древней Мидии (на территории нынешних Азербайджана и Армении) существовала "наука магов", представлявшая собой по существу примитивный атомизм (см. Атомистика).

В период зарождения феод. отношений (3-6 вв.), когда масса крестьян-общинников попадает в кабалу к крупным землевладельцам, резко обостряется классовая борьба. Брожение в народе находит свое идеологич. выражение в появлении (с 3 в.) и распространении религ. учения манихейства. Значит, влияние на формирование манихейства оказали гностицизм и христианство, к-рое проникало на Ближний Восток в виде разных ересей (несторианства и др.). В отличие от зороастризма, содержавшего идеи о вечности борьбы света и тьмы, добра и зла, манихейство выдвигало положение о господстве тьмы и зла в мире, в плену у которых находятся свет и добро. Манихейство послужило религ. оболочкой идеологии развернувшегося в конце 5 в. нар. движения – маздакизма (возник в Иране), направленного против феод. аристократии и поддерживавшего ее зороастрийского духовенства. Отвергая манихейский пессимизм и аскетизм, сторонники маздакизма призывали к переустройству земной жизни в интересах обездоленной массы, утверждали веру в возможность немедленного водворения на земле царства справедливости. Идеи маздакизма приобрели новую силу в восстании азерб. народа под предводительством Бабека (9 в.) против арабов, насильственно насаждавших в Азербайджане мусульм. религию. Арабское завоевание Азербайджана (в 7 в.) наложило печать на последующую историю культуры и науки. В течение более тысячелетия господств. идеологией в стране был ислам. Наука и философия в этот период развиваются гл. обр. в рамках арабоязычной культуры в тесной связи с культурой стран мусульм. Востока. С 8 в. в Азербайджане по араб. переводам начинают знакомиться с греч. философией, ранее всего с системами Платона и Пифагора, затем – Аристотеля. Широкое распространение получило учение Эмпедокла о четырех элементах. Популярны были и произведения Псевдо-Эмпедокла, Псевдо-Демокрита и Псевдо-Аристотеля. На основе знакомства с греч. философией в Азербайджане зарождается и развивается самостоят. арабоязычная философия. Среди авторов Энциклопедии возникшей в 10 в. филос. группы Ихван ас-сафа ("братьев чистоты") были азербайджанцы. Арабоязычный аристотелизм имел в Азербайджане видного представителя в лице Бахманяра, пытавшегося сочетать философию Аристотеля с исламом. Другим течением филос. и обществ. мысли Азербайджана в феод. период было мистико-аскетическое – суфизм, представителями к-рого были Махмуд Шабустари (конец 13 – нач. 14 вв.) и др. Преобладающим видом суфизма в Азербайджане был пантеистический, оппозиционный по отношению к мусульм. ортодоксии и преследуемый ею как еретический (см. Пантеизм).

Высшим достижением ср.-век. мысли является творчество великого поэта-мыслителя Низами (12 в.), к-рый искал путей освобождения народа от феодального гнета и пришел к построению утопии – идеального общества, рисуемого им в поэме "Икбалнаме". По своим философским воззрениям Низами был идеалистом, но в его мировоззрении содержались элементы стихийной диалектики и материализма. Подчеркивая силу разума в познании материального мира, в господстве над природой, Низами, однако, утверждал в то же время, что разум не может ответить на осн. вопросы бытия, решить спор между материализмом и идеализмом. Другой вольнодумец этой эпохи, поэт Хагани (12 в.), верил в наступление такого времени, когда дворцы феодалов будут разрушены. Признавая роль ощущений и разума в познании, он отрицал мистич. интуицию.

Монг. завоевание (13 в.) приводит к усилению реакции, к преследованию свободной мысли и к упадку философии в Азербайджане. Но науч. жизнь не замирала. Так, в г. Мараге (Юж. Азербайджан) в 13 в. была создана знаменитая обсерватория Насирэддина Туси. В 14–15 вв. на Ближнем Востоке получает распространение религ.-филос. учение хуруфизм, бывшеесвоеобразным отражением протеста азерб. народапротив господства иноземных завоевателей –Тимуридов. Крупным представителем этогоучения был Несими.

В 16 в. в связи с нек-рым оживлениемэкономич. жизни наступает известный подъемобществ. мысли. Поэт Физули в своихпроизведениях высказывался по вопросамфилософии, логики, этики и политики. В трактате"Восхождение идей" ("М∋тл∋үл-э'тигад") он дал обзор различных направлений др.-греч. философии и изложил собств. филос. взгляды.

Новый этап в развитии обществ. и филос. мысли в Азербайджане наступил в 19 в. В результате присоединения Азербайджана к России ширится общение с рус. наукой и культурой, развиваются просветительские и демократич. идеи. Деятельность таких поборников науки и просвещения, как Бакиханов, Казем-бек, Мирза-Джафар Топчибашев, направлена на усвоение лучших достижений рус. лит-ры, науки и философии, на ознакомление общественности России с сокровищами вост. культуры. Вазех, критикуя пороки феод. знати и духовенства, выступал как сторонник свободы для народа. Он оказал влияние на формирование крупнейшего мыслителя Азербайджана – М.-Ф.Ахундова, к-рый в соч. "Три письма индийскогопринца Кемал-уд-Довле к персидскому принцуДжелаль-уд-Довле и ответ на них сего последнего" ("hиндистан шаhзад∋си К∋малүддөвл∋нин өз досту, Иран шаhзад∋си Ҹ∋лалүддөвл∋й∋...") дал самое значит. для своего времени изложение системы материалистич. философии на Ближнем Востоке. Другим представителем демократич. обществ. мысли 19 в. был издатель первой азерб. газеты "əкинчи", демократ-просветитель и материалист Зардаби (Меликов). Он выступал против религ. предрассудков, был сторонником идеи развития в природе.

Революц.-демократич. мыслителями нач. 20 в. являются Сабир и Мамедкулизаде, журнал к-рого "Молла Н∋ср∋ддин" (изд. 1906–30) пользовался популярностью и за пределами Азербайджана.

В 80–90-х гг. 19 в. в Баку, ставшем одним из крупнейших пром. центров России, начинает развиваться рабочее движение. Здесь возникают с.-д. кружки, в к-рых изучаются труды классиков марксизма, организуется (1901) Бакинский комитет РСДРП ленинско-искровского направления. В нач. 20 в. пролетарский Баку – сильнейший очаг революц. движения в России – был местом деятельности видных представителей российской с.-д-тии. Бакинские большевики в своей деятельности последовательно проводили политику пролетарского интернационализма, вели борьбу против бурж. национализма. Сталин, Шаумян, Нариманов, П. Джапаридзе, М. Азизбеков, С. Эфендиев, Б. Кнунянц и др. в условиях подполья вели пропаганду идей революц. марксизма. В период реакции 1907–10 бакинские марксисты активно поддерживали позицию Ленина в его борьбе с идеализмом рус. махистов. Большую роль в распространении марксизма сыграла большевистская печать Азербайджана ("Бакинский рабочий", 1906; "Бакинский пролетарий", 1907–1909; "Һүмм∋т", 1904–1905, "Гоч-Д∋ в∋т", 1906; "Банвори дзайн", 1906).

С установлением в Азербайджане Сов. власти (1920) наступила новая эпоха в истории народа. В ходе строительства социализма проведена гигантская работа по созданию социалистич. культуры и популяризации марксистской философии. Вышли в свет переводы осн. работ К. Маркса и Ф. Энгельса, осуществлено издание перевода на азерб. яз. Сочинений Ленина (с 4-го рус. изд. тт. 1–37, 1942–59, с 1953 переизд. тт. 1–6), Сталина (тт. 1–13, 1946–51) и др. деятелей Коммунистич. партии. Изданы также произв. рус. революц. демократов. Была проведена большая работа по выработке азерб. филос. терминологии.

В 1-е десятилетие Сов. власти центром изучения марксистско-ленинской философии был Азерб. гос. ун-т (АГУ) им. Ленина (просуществовавший до 1930). В 1929 был учрежден Азерб. гос. н.-и. ин-т (АзГНИИ), в к-ром были сосредоточены н.-и. работа и подготовка аспирантов по философии. АГУ были изданы "Логика" (1921, на рус. яз.) А. Гуляева и нек-рые работы А. Маковельского по истории др.-греч. философии. АзГНИИ опубликовал впервые на рус. яз, сочинение франц. философа Дешана "Истина, или Достоверная система" (т. 1, 1930), скопированное первым азерб. профессором философии Д. Нагиевым с материалов архива г. Пуатье (Франция). Большую роль в пропаганде идей марксизма-ленинизма сыграл журнал "Маариф в∋ м∋д∋нийй∋т" (1923–27, с 1928 по 1941 и с 1946 выходит под заглавием "Революсия в∋ култура"). В спец. отделе "Философия" здесь печатались статьи на филос. темы Нагиева, М. Гусейнова, М. Кулиева и др., переводы статей рус. сов. философов. Из работ этого периода следует отметить также произведения Нариманова и С. Агамалы-оглы. Изучение филос. наследия азерб. мыслителей началось в Азерб. отделении Закавказского филиала АН СССР (АзОЗФАН) (1934), продолжалось в Азерб. филиале АН СССР (АзФАН) (с 1937) и Ин-те философии АН Аз. ССР (1945), а затем (с 1951) в Ин-те истории и философии АН Аз. ССР. Наиболее крупными работами, опубликованными Ин-том философии АН Аз. ССР, были сочинения Г. Гусейнова "Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века" (1949, на рус. яз.) и А. Маковельского "Древнегреческие атомисты" (1946, на рус. яз.). Ин-том философии были выпущены 3 тома "Трудов" (1945–48). В издании АН Аз. ССР опубликованы "Избранные философские произведения" Μ. Φ. Ахундова (1953, на рус. яз.). Вопросам философии посвящен ряд статей 1–3-го, 6–7-го, 11-го тт., а также 8-й том "Трудов Ин-та истории и философии АН Аз. ССР".

В Азерб. гос. ун-те (АГУ) им. С. М. Кирова (открыт в 1934) в 1945 в составе историч. ф-та было организовано филос. отделение и в 1947 отделение логики и психологии на филологич. ф-те. Подготовка науч. кадров велась гл. обр. в АН и в ун-те.

В АН Аз.ССР н.-и. работа по философии ведется в Секторе философии в двух отделах: истории философии и диалектич. и историч. материализма. Исследованию мировоззрения Низами посвящены труды Г. Гусейнова,А. Маковельского, Р. Нуруллаева, мировоззрения Бакиханова, Ахундова и Зардаби – работы Г. Гусейнова, М. Касумова и др., творчеству Вазеха – исследования А. Маковельского и А. Сеид-задэ. Об этич. воззрениях азерб. просветителей 2-й пол. 19 в. имеются статьи З. Геюшева. По истории философии других народов Востока написаны работы А. Закуевым, о Хайяме – М. Касумовым. Философии Эпикура посвящены работы А. Шакир-заде. По вопросам диалектич. и историч. материализма опубликованы сочинения Г. Гусейнова "Диалектика и метафизика" (Һ. H. Һусейнов, "Диалектика в∋ метафизика", 1941), "О диалектическом и историческом материализме" ("Диалектик в∋ тарихи материализм hаггында", 1941), "Марксистский диалектический метод" ("Марксист диалектик метод", 1945), "О диалектическом материализме" ("Диалектик материализм hаггында", 1939); А. Наджафова "Формирование и развитие азербайджанской социалистической нации" (1955, на рус. яз.), а также работы Ф. Кочарли, М. Саттарова, В. Самедова, Э. Ахмедова, К. Юсуф-заде и др. По эстетике опубликованы работы М. Касумова и Ш. Мирзоевой.

Н.-и. работа по философии велась также в АГУ, Азерб. пед. ин-те и в др. вузах республики. В АГУ изданы сборники статей по философии и логике.

Лит.: Гусейнов Г. Н., Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века, 2 изд., Баку, 1958; Маковельский А., Научно-исследовательская работа по философии в Академии Наук Азербайджанской ССР, в сб.: 10 лет Академии Наук Азербайджанской ССР. Научная сессия 23–27 апреля 1955 г., Баку, 1957; Основные этапы развития азербайджанской философии (Доклад [ А. О. Маковельского и его обсуждение] в ин-те философии), "Вестн. АН СССР", 1945, No 10–11, с. 112–14; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1–2, М., 1955–56 (т. 1, с. 54–68, т. 2, с. 730–50); История философии, т. 1–2, М., 1957 (т. 1, с. 249–53, т. 2, с. 413–15); Тр. объединенной научной сессии АН СССР и АН Закавказских республик по общественным наукам (29 марта – 2 апреля 1954 г.). Стенографический отчет, Баку, 1957.

А. Маковельский. Баку.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое азербайджанская философская и общественная мысль
Значение слова азербайджанская философская и общественная мысль
Что означает азербайджанская философская и общественная мысль
Толкование слова азербайджанская философская и общественная мысль
Определение термина азербайджанская философская и общественная мысль
azerbaydzhanskaya filosofskaya i obschestvennaya mysl это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):