Философская энциклопедия - баптисты
Баптисты
БАПТИСТЫ
(от греч. βαπτίζω – окунаю, крещу) – наиболее многочисленная христ. секта. Баптизм возник в Англии в русле пуританского движения в период подготовки англ. бурж. революции 17 в. как мелкобурж. оппозиция офиц. англиканской церкви. Первая община Б. в Англии появилась в 1612; в 1644 был опубликован манифест 7 баптистских общин Лондона. В Америке первая община Б. была основана в 1639 англ. индепендентом Р. Уильямсом, в Германии – в 1834. В 1905 образовался "Всемирный союз баптистов", к-рый объединил 7 млн. членов. В 1956 насчитывалось ок. 22 млн. Б., из к-рых 19 млн. в Сев. Америке, гл. обр. в США, и 1,2 млн. в Европе, из них в Англии – св. 340 тыс. Нек-рые элементы демократизма, характерные для ранних общин Б., утрачены и по своей классовой сущности и реакц. роли баптизм не отличается от др. религ. направлений. Всемирный совет Б. находится в Вашингтоне (США).
В Россию баптизм был занесен нем. колонистами в 60-х гг. 19 в. и распространился гл. обр. среди зажиточных крестьян и мелкой буржуазии Юж. Украины, Закавказья, Поволжья. В 1916 в России насчитывалось ок. 60 тыс. Б. Баптистская верхушка враждебно встретила Октябрьскую революцию. В 20-х гг. она заявила о лояльном отношении к Сов. власти. В 1944 Б. объединились с родственной им сектой евангельских христиан, а через год состоялось соглашение о присоединении к ним "христиан евангельской веры" (пятидесятников), в результате чего была образована "Церковь евангельских христиан-баптистов" во главе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов.
Единственным источником своего вероучения Б. объявляют Священное писание, опираясь в основном на легенду об Иисусе Христе. Б. верят в триединого бога, ад и рай, "царство небесное" и пр. религиозные нелепости; признают воскресные и "двунадесятые" праздники. Б. требуют "сознательного принятия веры", а потому отвергают детокрещение, почитание икон, крест и крестное знамение, православных священников и священнические облачения, посты, "святых угодников" и мощи, монашество, таинства и мелкие церк. праздники. Но у баптистов есть свои не менее нелепые обряды – крещение взрослых (отсюда и название секты), хлебопреломление и свои праздники – жатвы, день единства. Баптистские проповедники спекулируют на проблемах морали, доказывая необходимость заботы о спасении души, утверждая бессилие человека и святость страданий. Б. образуют общины во главе с пресвитерами, к-рые стремятся подчинить своему влиянию рядовых членов, объявляя все, что выходит за рамки жизни общины, "суетным" и "греховным". Руководители общин стремятся воспитать ее членов религ. фанатиками и проповедниками веры, обращая особое внимание на молодежь и женщин. Секта евангельских христиан-баптистов – самая многочисленная в СССР. Борьба с баптизмом – одна из задач общей борьбы с вреднейшими пережитками прошлого.
Лит.: Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола, под ред. В. Бонч-Бруевича, вып. 1, СПБ, 1908; Исповедание веры христиан-баптистов, М., 1928; Тихомиров Б.. Баптизм и его политическая роль, 2 изд., М.–Л., 1929; Baptist bibliography, ed. [by] E. С. Starr, Ν. Υ., 1947; American Baptist convention. Year Book 1948–51, Containing historical documents..., v. 1–4, Phil, [a. o.], 1948–51.
Л. Митрохин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.