Философская энциклопедия - бернард клервоский
Бернард клервоский
БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ (Bemardus abbas Clarae Valus, Bernard de Clairvaux), (1090, Фонтен, Бургундия— 1153, Клерво)—деятель Католической церкви, мистик, богослов, христианский неоплатоник. Происходил из знатной аристократической семьи. Учился в шатильонской школе клириков, решив обратиться к монашеской жизни,. собрал вокруг себя ок. 30 человек единомышленников ив 1112 вступил в монастырь Сито. В 1115 с несколькими монахами основал монастырь Клерво, аббатом которого оставался до конца жизни. С 1118 принимал активное участие в основании цистерцианских монастырей, число которых в Европе к 1153 достигло 63. Религиозное подвижничество и неутомимая энергия способствовали росту авторитета Бернарда Клервоского не только внутри ордена, но и за его пределами: он выступал за регламентирование жизни клира, возвращение к идеалам бедности и целомудрия; последовательно отстаивая интересы церкви и папства, тем не менее активно вмешивался в дела не только папской курии, но и королевской власти, вызывая порой их недовольство. Сторонник “воинствующей” церкви, он стал одним из вдохновителей 2-го крестового похода, принимал непосредственное участие в церковных осуждениях Арнольда Брешианского, Гильберта Порретанского, а также Абеляра. В 1174 был канонизирован Католической церковью.
Из многочисленных сочинений Бернарда Клервоского (трактатов, проповедей, писем) наиболее известны “О любви к Богу” (De diUgendo Dei), “О благодати и свободном выборе” (De gratia et libero arbitrio), “О созерцании” (De consideraüone), “О восхвалении Девы” (De Laudibus Virginia), комментарий на библейскую “Песнь песней”.
Тема богословско-философских размышлений Бернарда — пути соединения человека с Богом; любовь к Богу, пройдя двенадцать ступеней развития, завершается экстатическим слиянием души с Богом в мистическом созерцании.
В трактате “О благодати и свободном выборе” Бернард продолжает обсуждение вопроса, поставленного Августином. Согласно Бернарду, свободный выбор человека (liberum aitoitrium) всегда соотносится с разумом, направляющим волю человека к благу и помогающим ему избегать страстей. Три вида свободы составляют основу свободного выбора: свобода от необходимости (libertas a necessitate), выделяющая человека как существо с бессмертной дущой и разумом среди других творений; свобода благодати (libertas gratiae), илисвобода от греха, которая может вернуть человека к его первоначальной невинности; свобода от страдания (libertas a miseria), илисвобода жизни, дающая человеку возможность преодолеть греховность настолько, чтобы стало невозможным грешить. Сочинения Бернарда оказали влияние на средневековых богословов—прежде всего Бонавентуру и других мыслителей августинианского направления.
Соч.: MPL, t. 182-185; Sämtliche Werke, Bd. 1-2. Innsbruck, 199192; в рус. пер.: О благодати и свободе воли.—В кн.: Средние века, 45. M., 1982, с. 265-297.
Лит.: Браг Р. Антропология смирения.—“ВФ”, 1999, ¹ 5; Gilson E. La théologie mystique de St. Bernard. P., 1934; Wlery-Kadot. Bernard de Fontaines: Abbé de Clairvaux, 2 vol., 1963—69; Saint Bernard et la philosophie, ed. R. Brague. P., 1993.
О. В. Голова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.