Философская энциклопедия - “чистые братья”
“чистые братья”
“БРАТЬЯ ЧИСТОТЫ”, “Чистые братья” (араб. Ихван ас-сафа')—группа арабо-мусульманских мыслителей, образовавших в г. Басра (Ирак) в 10 в. близкое к исмаилизму тайное научно-философское общество, от имени которого была написана своего рода энциклопедия из 51 трактата, суммированных в отдельном, 52 трактате (количество и имена авторов остаются невыясненными). Энциклопедия “Братьев чистоты” предназначалась для тех их последователей, которые, поднявшись со ступени слепого доверия религиозной традиции, вступили на путь к высшему, эзотерическому знанию, стоящему над различиями между богооткровенными религиями. Свою задачу “Братья чистоты” видели в том, чтобы с помощью философии очистить позитивный божественный закон (шарй'а) от “запятнавших его новшеств и ошибок”. Саму философию “Братья чистоты” восприняли эклектически, сочетая в своей системе аристотелизм, неоплатонизм, неопифагореизм и герметизм.
Трактаты “Братьев чистоты” охватывают все современные им науки. Вначале излагается математика (свойства чисел, геометрия, астрономия), география, музыка; затем логика и физика и, наконец, теология, окрашенная эзотеризмом и мистицизмом. Специфическим элементом философских построений “Братьев чистоты”, отличающим их от представителей арабоязычного перипатетизма, является широкое использование пифагорейских идей, особенно символики чисел, вследствие чего их систему исследователи нередко квалифицируют как мусульманский неопифагореизм.
В логике, физике и метафизике “Братья чистоты” следуют во многом Аристотелю, онтологию которого они дополняют неоплатонической концепцией эманации (схема которой у “Братьев чистоты” отлична от восточно-перипатетической): из Единого (Творца, Бога) проистекает деятельный разум, затем универсальная душа, затем первоматерия. Эти четыре сущности образуют высшую ступень иерархии бытия. Среднюю ступень составляют “природа” и абсолютное тело (“универсальная”, или “вторая”, материя), способное принимать три измерения. Низшую ступень представляют небесные сферы с семью светилами, четыре элемента (земля, вода, воздух, огонь) и состоящие из них “порождения”—минералы, растения и животные. Мир в целом “Братья чистоты” рассматривают как макроантропос, подробно иллюстрируя параллелизм между строением Вселенной и человеческим телом.
В стремлении согласовать религию и философию “Братья чистоты” рационализируют позитивную религию, освобождая се от антропоморфистских представлений и усматривая во многих концепциях лишь символы и сказания, обращенные к непосвященной, “широкой публике”. Так, воскресение следует относить не к телу, а к душе; воскресение последней в свою очередь есть ее окончательное разлучение с телом. Вера в Ад иррациональна, а следовательно, недоступна мудрецу: грешные души находят свой Ад в мире дольнем, в своем собственном теле. Точно также день Большого Воскресения, или Последний День, есть не что иное, как разлучение универсальной души с этим миром и ее возвращение к Богу. Такое возвращение представляет собой цель всякого сущего. Согласно этике “Братьев чистоты”, человек в своей сущности добр. Действуя в соответствии со своей природой, он творит благое. Наивысшая из добродетелей—любовь, вдохновляющая на соединение с Богом.
Трактаты “Братьев чистоты” оказали большое влияние на последующую арабо-мусульманскую мысль. Особой популярностью они пользовались среди приверженцев исмаилизма.
Лит.: ЗакуееА-К. Философия “Братьев чистоты”. Баку, 1961; Netton I. R. Muslim Neoplatonists. An Introduction to the Thought of the Brethren of Purity. L., 1982.
Г. Ибрагим
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.