Философская энциклопедия - “чистое бытие”
“чистое бытие”
“ЧИСТОЕ БЫТИЕ” (нем. reines Sein) — категория “Наукилогики” Гегеля, открывающая 1-ю главу (“Бытие”), ее 1-й раздел [“Определенность (качество)”]. Она фиксирует начальную характеристику бытия, когда оно берется в качестве лишенного каких-либо других опредеяенностей, кроме того, что оно просто бытие. От “чистого бытия” Гегель переходит к категориям “ничто” и “становление”. Однако из пропедевтического подраздела “С чего следует начинать науку?” выясняется, что вопрос о “чистом бытии” как начале “Науки логики” совпадает с проблемой начала науки, философии, логики, при чем проблема эта выступает в двух формах — исторической и логической.
В историческом плане категория “чистое бытие” фиксирует движение мысли от тех ступеней, когда категория “бытие” только появляется в философском лексиконе как символ первоначала, противопоставляемого “ничто”, до развертывания из простого, нерасчлененного, т. е. “чистого бытия”, бытийных характеристик, превращающихся в веер взаимосвязанных понятий (“качество”, “количество”, “становление”). Гегельпишет: “Простую мысль о чистом бытии как абсолютном и как единственной истине впервые высказал Парменид, который в дошедших до нас фрагментах высказал ее с чистым воодушевлением мышления, в первый раз постигшего себя в своей абсолютной абстрактности: только бытие есть, а ничто вовсе нет. — В восточных системах, особенно в буддизме, ничто, пустота составляет, как известно, абсолютный принцип. — Глубокий мыслитель Гераклит выдвигал против указанной простой и односторонней абстракции более высокое, целокупное понятие становления...” (Наука логики, т. 1. M., 1970, с. 141). Что касается более поздних стадий истории философии, то “чистое бытие” вводится Гегелем в противовес давней, поддержанной и Кантом традиции философии и логики, согласно которой первый категориальный блок включает категории количества, качества, отношения, модальности. Гегель же начал не с количества, а с качества и его первого, одновременно простого и фундаментального категориального отношения, — “чистого бытия”.
Определение “чистого бытия” в логической форме — это определение “начала”, как абстрактного, являющегося “чем-то всецело непосредственным”, еще не содержащим различия, отношения к другому (вот почему, в частности, нельзя начинать с количества, которое есть определенное качество). “Чистое бытие” — “бескачественное бытие”, однако “сама его неопределенность составляет его качество” (там же, с. 139); с одной стороны, как начало оно есть исторический результат работы соответствующей науки (здесь — логики), с другой — начало совершенно абстрактное, в которое еще нельзя включать ничего конкретного; это “бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто” (HegelG. W. F. Gesammelte Werke. Bd. 11. Hamb., 1986, S. 47).
H. В. Мотрошилова
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.