Философская энциклопедия - читта-бхуми
Читта-бхуми
ЧИТТА-БХУМИ (санскр. cittabhьmi — ступени мысли) — уровни состояния менталитета-чвяуяы, различаемые Вьясой уже в его комментарии к “Йога-сутрам” (1.1). 5 уровней читта-бхуми составляют восходящую иерархию и характеризуются как сознание “разбросанное” (кшипта), “замутненное” (мудха), “рассеянное” (викшипта), “однонаправленное” (экагра) и “остановленное” (нируддха). “Йогизированными” ступенями считаются только две последних. На первой ступени спонтанная связь сознания с объектами наиболее прочна, на второй ослабляется, на третьей уже может регулироваться субъектом. На четвертой ступени сознание аутентично “освещает” объект, ослабляет корневые установки сансарного сознания (клеши) и узы кармы, и индивид достигает “йоги с осознанием” (сампраджнята-йога). На пятой ступени наступает сосредоточение “без осознания” (асампраджнята). Читта-бхуми можно определить, т. о., как классификацию уровней связи сознания с объектами, начинающуюся с максимального и завершающуюся нулевым.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.