Философская энциклопедия - цимцум
Цимцум
ЦИМЦУМ (сокращение, сжатие) — начальный акт творения (эманации), образование внутри Бога пустого пространства, в котором затем возникают миры. Концепция цимцум формируется в каббале с 13 в. (на основании талмудических источников), достигая полного развития в учении И. Лурш. В изложении его ученика Х.Витала полнота божественного бытия (см. Эин Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего бесконечное пространство и не оставлявшего “места”, т. е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум — сжатия Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту. Свет, оставшийся вокруг Пустоты (“свет, объемлющий все миры”), проникает в нее в виде Луча (см. Адам Кадмон), дающего начало всем последующим этапам эманации (“свет, наполняющий все миры”). (В некоторых вариантах доктрины в Пустоте остается Отпечаток удалившегося света, и Луч лишь актуализирует потенции, содержащиеся в Отпечатке.) Концепция цимцум совмещает творение ex nihilo и эманацию, божественную трансцендентность и имманентность (“объемлющий все миры” и “наполняющий все миры”) и служит архетипом для последующих теософских драм (разбитие сосудов, изгнание Шохины и т.д.). BIPIS вв. развернулся спор между буквальным и аллегорическим пониманием цимцум, имело ли место действительное удаление Бога или только сокрытие, ограничение его проявлений. Буквалистов обвиняли в антропоморфизме, аллегористов — в пантеизме.
Лит.: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике, т. 2. Иерусалим, 1993, с. 78-84,230-231.
М. А. Шнейдер
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.