Философская энциклопедия - “дао дэ цзин”
“дао дэ цзин”
“ДАО ДЭ ЦЗИН” (“Канон дао и дэ”) — памятник древнекитайской мысли, авторство которого традицией приписывается патриарху философствующих в даосском стиле — Дао'цзы. “Дао дэ цзин”—один из немногих бесспорно аутентичных памятников древнекитайской мысли, что подтверждено археологическими находками в районе Мавандуй (провинция Хунань). Обнаруженные здесь в 1973 две версии текста памятника, записанные на шелку, датируются соответственно рубежом 3—2 в. до н. э. и 194—180 до н. э. “Дао дэ цзин” — самое известное в мире произведение традиционной китайской культуры. Для западного сознания содержание “Дао дэ цзина” особенно актуализировалось в 1960-е гг., когда он был прочитан как универсальный манифест “антисистемных” (анархических) настроений, призывающий к решительному разрыву с навязываемой индивиду “репрессивной” культурой. При этом то, что под “культурой” (вэнь) подразумевалась конфуцианская мораль и ее адекватное символическое представление—нормативный ритуал (ли-благопристойность), оказалось не столь важным. Антиконфуцианский пафос даосов экстраполировался на все общественные условности, а в призывах возвратиться к простым и естественным отношениям условной деревенской идиллии (“Дао дэ цзин”, 80) легко опознавался китайский вариант руссоизма и вытекающих из него романтических устремлений, реализовавшихся в движении хиппи, массовом “паломничестве” в страны Востока, увлечении психоделиками и т. д. “Утопическая” тема действительно присуща “Дао дэ цзину”, что, вероятно, делало его и в самом Китае на протяжении веков исключительно привлекательным как для различного рода социальных реформаторов и мятежников, так и для склонных к затворничеству и интроспекции поэтов, художников и философов. В нем находили глубокое содержание натурфилософы и алхимики, а фигура его “титульного” автора, Лао-цзы, приобрела необычайную популярность в т. н. “народной религии” Китая в качестве едва ли не основного объекта поклонения.
Г. А. Ткаченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.