Философская энциклопедия - декадентство
Декадентство
ДЕКАДЕНТСТВО
(франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений бурж. культуры кон. 19 — нач. 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Первоначально характеризовало умонастроения франц. поэтов 2-й пол. 19 в. (Ш. Бодлер, П. Верден, А. Рембо и др.; журн. «Декадент», 1886—89). Понятие декаданса — одно из центральных в критике культуры у Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».
Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис бурж. сознания, растерянность мн. художников перед острыми антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в крой они видели лишь разрушит, силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция обществ. прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко „мещанскими" по своей природе» (Плеханов Г. В., Лит-pa и ястетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политич. и гражд. тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д. являются мотивы небытия и смерти.
Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к к.-л. одному или неск, направлениям в искусстве. Умонастроения Д. затронули творчество значит. части художников кон. 19 — нач. 20 вв. (франц. и рус. символизм и др.), в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не сводится к Д.
В дальнейшем мн. мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художеств. направлений (см. Модернизм). Искусство со-циалистич. реализма развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упа-дочнич. настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из представлений о поступательном развитии общества, из принципов идейности, народности и партийности искусства.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.