Философская энциклопедия - форма
Форма
ФОРМА
(лат. forma) — внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса — рода). Понятие «Ф.» Платон употреблял в том же смысле, что и понятие «идея», «эйдос», для обозначения всеобщего, неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений. Аристотель утверждал, что всякая конкретная вещь состоит из материи и Ф., причем последняя является как активным фактором, благодаря которому вещь становится существующей (causa formalis), так и целью процесса становления (causa finalis). A.M.C. Боэций и средневековые философы употребляли понятие «Ф.» в аристотелевском смысле составляющей бытия (causa formalis). Согласно Фоме Аквинскому, Бог есть чистая Ф., сущность и существование вещей возникают из Ф., душа есть Ф. тела, чистые духовные субстанции — это отделенные от материи Ф.
С изменением учений о бытии и познании изменялось и значение понятия «Ф.». У И. Канта Ф. созерцания (пространство и время) и мышления (категории) означают уже не объективные условия бытия, а необходимые условия опыта и познания, лежащие в самом человеческом разуме. По Г.В.Ф. Гегелю, отношение между Ф. и содержанием есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т.е. их взаимопревращение. Диалектический материализм утверждал единство Ф. и содержания, доходящее до их перехода друг в друга, и вместе с тем подчеркивал относительность этого единства. Во взаимоотношениях Ф. и содержания последнее представляет подвижную, динамическую сторону целого, а Ф. охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие Ф. и содержания в конечном счете разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой Ф., соответствующей развившемуся содержанию.
Термин «Ф.» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и коррелирует, т.о., с понятием структуры.
Логическая Ф. — это способ связи содержательных частей рассуждения (доказательства, вывода и т.п.) в логике. В соответствии с основным принципом логики правильность рассуждения зависит только от его Ф. и не зависит от содержания. Само название «формальная логика», данное логике Кантом, подчеркивает, что она интересуется только Ф. рассуждения. Предпринимавшиеся Кантом, Гегелем и его многочисленными последователями попытки построить наряду с формальной некую содержательную логику (трансцендентальную, диалектическую и т.п.) ни к чему конкретному, восходящему к реальной практике мышления не привели.
Изучением динамически целостных Ф., в особенности живых существ, их развития занимается морфология. Последнее понятие введено в широкое употребление И.В. Гёте для обозначения учения о Ф., образовании и преобразовании органических тел, растений и животных, хотя оно употреблялось в нем. философии со времен Средневековья. После Гёте этот термин стали относить также к духовным и культурным образованиям. В частности, О. Шпенглер снабдил свою книгу «Закат Европы» подзаголовком «Очерки морфологии мировой истории».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.