Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - дройзен

Дройзен

ДРОЙЗЕН

ДРОЙЗЕН (Droysen) Иоганн Густав (6 июля 1808, Трептов/Рега—19 июня 1884, Берлин—немецкий историк и философ. Изучал философию в Берлине, где несколько семестров слушал Гегеля, посещал занятия А. Бёкха. Профессор университетов в Киле (с 1840), Йене (с 1851), Берлине (с 1859). После революции 1848—член Франкфуртского парламента. Автор трудов по политической истории: “История прусской политики” (Geschichte der Preussischen Politik, Bd 1—14, 1856—85), “Жизнь фельд

маршала графа Йорка фон Вартебурга”, Bd. 1—2, 1851—52, а также по античной истории (ввел термин “эллинизм” для обозначения распространения греческой культуры в Средиземноморье в 4—1 вв. до н. э.) и методологии исторического познания. Большое влияние на Дройзена оказали Гегель, В. Гумбольдт, которого он называл “Бэконом гуманитарных наук”, а также “Энциклопедия и методология филологических наук” Бёкха. Концепция исторического познания изложена им в лекциях “Энциклопедия и методология истории”, в тезисной форме (в “Очерке истории” (“Grundriss der Historik”, 1858, полностью издан в 1937, 3-е изд. 1958), которая включает в себя “методику” исторического исследования, “систематику” исследуемого и “топику” изложений.

Предметом истории является то, что в своем “здесь и теперь” остается непреходящим, т. е. духовный образ прошлого (“Очерк историки”, § 5). В истории человек познает себя самого; понимание есть “вникание”, “проникновение внутрь” (Inne-werden) и возможно только по отношению к себе подобному. “Методика” разделяется на “эвристику”, “критику” и “интерпретацию”. Эвристика доставляет исследователю исторический материал — прежде всего т. н. “остатки” (Überreste): предметы обихода прошлых времен; обычаи, нравы, государственные и религиозные традиции; идеи, знания, философские системы, мифы, литературные памятники; документы (письма, счета, архивы любого рода); произведения изобразительного, монументального, прикладного искусства и пр. Задача критика—определить, в каком отношении находится сохранившийся материал к тем волевым актам, о которых он свидетельствует (§ 29), является ли он подлинным (§ 30), не изменился ли он за прошедшее время, не был ли искажен личностью того, кто о нем сообщает (оценка источника в целом), насколько он полон и т. д. “Прагматическая интерпретация” постигает упорядоченную критикой совокупность фактов и реконструирует ход событий в соответствии с лежащей в ее основе причинной связью. За ней следует “интерпретация условий” (напр., географических, временных, материальных), в которых происходило событие. “Психологическая интерпретация” отыскивает в исторических обстоятельствах волевые акты, его вызвавшие (§ 41). Понимание остается при этом “периферическим”: человек может понять поступок, слово, жест, но не “всего человека”. “Интерпретация идей” истолковывает исторический материал в соответствии с его “этическим содержанием”; очерчивается “этический горизонт”, современный событию, позволяющий понять, что двигало народами и личностями прошлого (в разных исторических эпохах могут преобладать различные “нравственные силы”). В центре систематики — “космос нравственного мира” (§ 45), в контексте которого анализируется “свершившееся”. Наблюдая движение исторического мира и распознавая его направление, исследователь заключает о конечной цели, к которой стремится это движение (§ 46): ею является сам человек (§ 47), который должен стать тем, “кем он должен быть”. Выявляя структуры истории (материал, форма и цель—g 49), Дройзен основывается на учении о причинах Аристотеля (см. также Форма и материя). Материал исторического мира есть естественно данное и исторически ставшее (§ 50). Формы, в которых протекает история, Дройзен называет нравственными общностями (sittliche Gemeinsamkeiten) (§ 55). Он выделяет три типа общностей, каждая из которых обозначает определенный способ совместного бытия людей: 1) естественные (семья, племя, народ); 2) идеальные (язык, наука, искусство— §§ 62—66); 3) практические (экономика, общество, государство, сферы права и власти—§§ 67—71),—эти общности Дройзен называет также идеями, или моральными силами. Только в них человек может стать самим собой. У каждой эпохи есть своя основополагающая идея, определяющая облик человека (§ 82). “Историка” замыкается “топикой” (“историческим изображением”)—ею, по мнению Дройзена, ограничивалась вся предшествующая ему историография (§ 89). В топике событие распознается как значимое для современности, история обнаруживает себя здесь как “образующая” человека сила,—в этом, поДройзену, состоит смысл понятия “образования” (Bildung).

Соч.: Geschichte Alexanders des Grossen. Hamb., 1833; Geschichte des Hellinismus, Bd 1-3. Hamb., 1843.

Лит.: Hünermann P. Der Durchbruch des geschichtlichen Denkens im 19 Jahrhunden. Basel, 1967.

И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое дройзен
Значение слова дройзен
Что означает дройзен
Толкование слова дройзен
Определение термина дройзен
droyzen это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):