Философская энциклопедия - дуранд
Дуранд
ДУРАНД, Дюран из Сен-Пурсена (Durandus de Sanct Porciano, Durand de Saint-Pourcam) (между 1270 и 1275, Сен-Пурсен-сюр-Сиуль, департамент Алье — 1334, Mo, департамент Сена и Марна) — французский философ и богослов. Монах-доминиканец с 1303, с 1307 преподавал в Париже, с 1313 лектор курии в Авиньоне, с 1317 епископ в Лиму, с 1318—в Пюи-ан-Велэ, с 1326—в Mo. Главное сочинение—Комментарий к “Сентенциям” Петра Ломбардского (курс лекций 1307—08)—вызвало возражения ортодоксов томистов его ордена и официальные расследования; редактировалось им до 1327. Другие сочинения Дуранда — “Спорные вопросы”, “Вопросы о свободе воли”, “О Христовой и апостольской бедности”, “Трактат об однозначности, двузначности и аналогии”; полемика “Об источнике властей и юрисдикции” против Филиппа II в защиту папы Иоанна XXII; осужденное папской комиссией послание “О видении Бога” (1333)—против нового догмата папы, отрицавшего за святыми полноту блаженного боговидения прежде вселенского суда. В расхождениях Дуранда с томизмом и на этой почве с собственным орденом, постановившим в 1286 “изучать, распространять, защищать” учение Фомы Аквинского, сказалась усталость поздней схоластики от вековых усилий по сочетанию изощренного рационализма с мистикой. Для Дуранда божественные идеи суть просто вещи; нет никакого деятельного интеллекта (intellectus agens), которым направлялся бы интеллект потенциальный (intellectus possibilis); познаются только индивиды и единичности; никакие универсальные формы не озаряют познающий разум, хотя Дуранд не отрицает реальности невидимых первоначал; понятие веши есть понятая вещь, а истина есть соответствие вещи как понятой ей же как таковой; душа есть форма тела и логически доказать ее бессмертие трудно. Явно движение Дуранда, которого называли doctor modemus (а также doctor resolutissimus, doctor fundatus), в сторону У. Оккама, однако он вошел в 1326 в комиссию, осудившую 51 положение Оккама. До 17 в. Комментарий Дуранда оставался учебной книгой богословских факультетов.
Соч.: Commentaria in quatuor libres Sententiamm, 2 vols., Venetiis 1572 (repr.: London, 1964).
Лит.: Koch J. Durandus de Sancto Porciano О. Р.: Forschungen zum Streit um Thomas v. Aquino zu Beginn des 14. Jahrhunderts.—“Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters”, XXVI, l. Münster, 1927.
В. В. Бибихин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.