Философская энциклопедия - дженовези
Дженовези
ДЖЕНОВЕЗИ, Дженовезе (Genovesi, Genovese) Антонио (1 ноября 1712, Кастильоне, Салерно — 23 сентября 1769, Неаполь) — итальянский метафизик, логик, теолог, политэконом. С 1737 священник. С 1738 в Неаполитанском университете слушает последние лекции Дж. Вико, с 1741 преподает там же метафизику, с 1745—этику. 1 ноября 1754 занимает там первую в Европе кафедру политической экономии (“коммерции и механики”). Издает в Неаполе “Начала метафизики, изложенные математическим методом” в 4 т. (“Ontosophia”, 1743; “Principia philosophiae”, 1747; “Principia theosophiae naturalis”, 1751; “De principiis legis naturalis”, 1952), “Начала логико-критического искусства” (Elementorum artis logico-criticae, libri V, 1745), курс политической экономии (Delle lezioni di commercio ossia di economia civile, 1765), работы по этике, праву, философии культуры, многочисленные учебники, автобиографию, частичный перевод и комментарий к “Духу законов” Монтескье. Заподозренные в ереси “Догматические, исторические, критические начала всеобщей христианской теологии” вышли посмертно (Universae christianae theologiae elementa dogmatica, historica, critica, 1771). Дженовези применил эмпиризм Дакка, с одной стороны, для отсечения “умствований, оторвавшихся от корневища мира и от практической пользы”, а с другой—для защиты метафизики от агностицизма того же Локка. Эмпирически доказанная непознаваемость, а тем самым и неопровержимость вечных истин, выступает освободительным фактором, дающим возможность воспитательной и познавательной практике опереться на разум, опыт, традицию. Предопределяя мягкий тон всего последующего итальянского просветительства, Дженовези отождествляет человека, природу с культурой в споре против Руссо, винящего цивилизацию в несчастьях современности (“Lettere accademiche sulla questione se siano pui felici gl'ignoranti ehe gli scienziati”, 1764). Цель утилитаристской этики Дженовези—“минимизация зла” через внедрение в массы чувства права и долга. В его меркантилизме источник национального богатства—положительный торговый баланс, для обеспечения которого рекомендуется умеренный протекционизм. Дженовези создал в Италии обширную школу просветительской публицистики, чтившую в нем своего родоначальника. П. Верри приветствовал в нем патриота, трудящегося над “улучшением участи человечества”. Соч.: Autobiografia, lettere е altri scritti. Mil., 1962; Illiiministi italiani.—Riformatori napoletani. Napoli—Mil. 1962, p. 43—330. Лит.: Villari L. Il pensiero economico di A. Genovese. Firenze, 1959. В. В. Бибихин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.