Философская энциклопедия - элиаде
Элиаде
ЭЛИАДЕ Мирча (9 марта 1907, Бухарест — 23 апреля 1986, Чикаго) — румынский философ, историк религии, этнограф, писатель. В 1928 окончил Бухарестский университет, в 1931 отправился в Бенгалию и Гималаи, где в течение двух лет занимался санскритом и индийской философией, обучался йогической практике. В 1933—39 вел в Бухарестском университете курсы индийской философии и всеобщей истории религий. В 1938 основал журнал, посвященный публикациям религиеведческих исследований. С 1940 — культурный атташе при румынском посольстве в Лиссабоне, с 1941 — советник посла по вопросам культуры. В 1945—56 — профессор Сорбонны; с 1957 и до конца жизни — руководитель кафедры религиеведения Чикагского университета, основатель т. н. Чикагской школы истории религий, для которой характерно комплексное изучение мифологии, антропологии, символики и традиционных форм культуры. Одна из основных тем Элиаде — проблема неоднозначности пространственно-временных категорий в сознании человека и общества, которой посвящена его “трилогия”: “Миф о вечном возвращении” (1949; рус. пер. 1987), “Образы и символы” (1952), “Священное и мирское” (1965; рус. пер. 1994). Понятия “священного” пространства и времени присущи традиционным культурам: пространство в них мыслится неоднородным, одни его части качественно отличаются от других, в одних налицо структура и духовное содержание, другие именуются “хаосом”, бесформенной и враждебной человеку протяженностью, обиталищем демонов и чудовищ. Каждый отрезок “священного” пространства имеет “центр”, точку, где земное соприкасается с небесным. Этим “центром” может быть и печь в избе, и шаманское дерево, аналогичное мировому древу, и любое храмовое сооружение. Время в традиционных культурах также неоднородно: оно способно убыстряться и замедляться, регулярно обновляться, возвращаясь вспять, к своему истоку, чтообеспечивается активным вмешательством люде? ч его про
текание — обрядами, празднествами, религиозными церемониями. В противоположность этому “мирское” пространство аморфно, неоформлено и как бы “бессущностно”, а время — однолинейно, необратимо и неизменно враждебно человеку Одним из непременных условий духовной реализации Элиаде считает не только освобождение от “ужаса времени”, но и уничтожение временной длительности в ее дурном аспекте путем различных форм аскезы и экстаза. Эта мысль развита в таких его работах, как “Йога, бессмертие и свобода” (1948), “Мифы, сны и таинства” (1957, рус. пер. 1998), “Шаманство и архаические техники экстаза” (1951, рус. пер. 1998). Еще одной излюбленной темой Элиаде является тема “иерофании”, явления божественного в земном мире, когда любая мирская реальность — камень, дерево или человек, не теряя своей материальной природы, превращается в реальность сверхъестественную. Высший пример иерофании — Богоявление, Воплощение Христа. Эти теоретические построения облекаются художественной плотью в романах, повестях и рассказах Элиаде: “Майтрейи” (1933), “Девица Кристина” (1936), “Бенгальская ночь” (1960). См. также в ст. Сакральное.
Соч. в рус. пер.: Космос и история. М., 1987; Под тенью лилии. М., 1996.
Лит.: НестеровА. Нирвана, Преисподняя, Небеса.— “Литературное обозрение”, 1998, № 2; Касаткина Т. На грани двух миров.— “Новый мир”, 1997, № 4.
Ю. Н. Стефанов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.