Философская энциклопедия - элиминативизм
Элиминативизм
ЭЛИМИНАТИВИЗМ (от англ. elimination—удаление, устранение, исключение) — направление в современной западной (преимущественно англо-американской) философии, доказывающее возможность и необходимость устранения терминов ментального словаря, используемых для описания психических процессов, и полной замены их терминами, описывающими нейрофизиологическую активность мозга. Исторически элиминативизм связан с различными вариантами теории тождества духовного и телесного (ментального и физического), которые развивались в русле научного реализма и “научного материализма”, однако отличается от них своим радикализмом. Элиминативизм не считает возможным редуцировать “народную психологию” (т. е. такие слова из словаря “здравого смысла”, как “убеждение”, “верование”, “желание”, “надежда”, “страх”, “ожидание”, “намерение”, “предпочтение” и др.: в специальной литературе по отношению к этим словам применяется термин “пропозициональные установки”) к нейрофизиологии. Первая, по мнению элиминативистов, должна быть полностью устранена. Тем самым будет снята и психофизиологическая проблема. В разное время подобной установки придерживались У. Куайн, П. Фейерабенд и Р. Рорти. В последние годы новые аргументы в пользу элиминативизма выдвинули Пол и Патриция Черчленд. Так, Пол Черчленд утверждает, что “народная психология” представляет собой теорию особого рода, ибо отношения пропозициональных установок имеют законоподобный характер и выразимы в символической форме. Но это, на его взгляд, плохая теория (неизменная со “времен Софокла”) и дегенерирующая исследовательская программа, наподобие алхимии.
В элиминативном материализме Черчлендов описываются различные сценарии исключения общеупотребляемых ментальных терминов. Напр., в соответствии с одним из них общение людей в будущем станет происходить аналогично взаимодействию двух полушарий мозга. Это будет непропозициональная коммуникация: нужда в словах и предложениях естественного языка вообще отпадет. В библиотеках книги будут заменены сообщениями примеров нервной активности мозга. Предполагается, что подобный язык изменит систему межличностной коммуникации, сделает обмен информацией более эффективным. И хотя элиминативистские сценарии в известной степени напоминают сюжеты научной фантастики, само обсуждение экстремальных прогнозов интересно с философской точки зрения. Элиминативизм вызвал критику и появление теорий, обосновывающих необходимость ментального словаря для описания психических процессов и невозможность их замены нейрофизиологическими терминами.
Лит.: Quine W. Word and Object. Cambr. (Mass.), 1960; Feyerabend P. Mental Events and the Brain.— “Journal of Philosophy”, v. 60, 1963; Rorty R, Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, 1979; Churchland P. М. Matter and Consciousness. Cambr. (Mass.), 1984; Churchland P. S. Neurophilosophy. Cambr. (Mass.), 1986; Churchland P. М. The Engine of Reason, the Seat of the Soul. Cambr. (Mass.), 1995.
А. Ф. Грязное
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.