Философская энциклопедия - энциклопедисты
Энциклопедисты
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
— авторы «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», во главе которого стояли Д. Дидро и Ж.Л. Д'Аламбер и который включал в себя наиболее выдающихся мыслителей, ученых, писателей, инженеров эпохи Просвещения: Вольтера, Ж.Ж. Руссо, А.Р.Ж. Тюрго, Ж.Л.Л. Бюффона, Э.Б. де Кондильяка, Мармонтеля, Рейналя и др. При всем разнообразии позиций, которых эти авторы придерживались, все они исходили из разумной природы человека. Концентрированным и систематизированным выражением его возможностей и должно было стать данное издание. Оно представлялось его создателям «своего рода картой земных полушарий», панорамой человеческих возможностей. В этом смысле Э. — это не только технический термин, указывающий на причастность указанных авторов к созданию этой работы, но и обозначение их мировоззренческой позиции, согласно которой именно энциклопедия, словарь оказываются наиболее адекватным итогом их интеллектуальной деятельности. Это предполагает, в частности, что важнейшей задачей философа является продвижение «вширь» передовых научных взглядов, способность к производству которых определяет родовую специфику человека.
Первый том «Энциклопедии» появился в 1752. Последние тома были вручены подписчикам в 1762. Всего издание включало 23 тома (по 950 с), изданных in folio, а также 12 томов справочных материалов. В его состав вошло около 60 000 статей. Издание неоднократно приостанавливалось, его авторы подвергались преследованиям, и тем не менее оно было благополучно завершено. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря тому, что оно явило собой образец успешного капиталистического предприятия, принесшего в конце концов своим издателям 2,5 млн франков чистой прибыли.
Несмотря на, казалось бы, академический, справочный характер издания, Э. смогли сделать его социально взрывоопасным. Так, в «Декларации прав человека и гражданина», обозначившей идеологию первого этапа Французской революции 1789, объявлялось о равенстве политических прав, основанном на природном равенстве всех людей перед разумом, об исконной свободе каждого гражданина. Указывалось, что государственная власть принадлежит не монарху, не к.-л. сословию, но всей нации. Эти идеи непосредственно опирались на социально-политические статьи «Энциклопедии». Создатели ее сходились в неприятии клерикальной идеологии, которую считали выражением социального неравенства и деспотизма, противопоставляя ей т.зр. «здравого смысла». Их идеал общественного устройства признавал в качестве суверена народ и отвергал как несостоятельные все сословно-абсолютистские ограничения. Принцип «разумного эгоизма», признаваемый большинством Э., обосновывал естественность стремления каждого человеческого индивида к счастью и необходимость устраивать общество в соответствии с этим стремлением.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.